Первый автомобиль в мире: история создания

Первый автомобиль в мире: история создания

Первый автомобиль в мире: история создания

Benz Patent-Motorwagen

Любители автомобильной истории до сих пор ломают копья касательно титула первенца с двигателем внутреннего сгорания. Ведь наравне с трициклом (а первый автомобиль в мире был трехколесным) Карла Бенца почти одновременно миру была представлена очень похожая конструктивно повозка Готлиба Даймлера. Но фокус в том, что Даймлер рассматривал свой образец исключительно в качестве демонстрационного стенда. Тогда как Бенц всерьез планировал свое творение продавать. И, к слову, в итоге у него это получилось. Поэтому, первым автомобилем с ДВС принято считать именно машину Карла Бенца — Benz Patent-Motorwagen.

Первый автомобиль в мире — Benz Patent-Motorwagen

Дословно название переводится как «запатентованная моторная повозка Бенца». И, как бы ни странно прозвучало, трехколесная карета образца почти стасорокалетней давности была во многом вполне близка к современному автомобилю. Судите сами.

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года выпуска на параде Allgemeine Schnauferl Club в Мюнхене в 1925 году

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года выпуска на параде Allgemeine Schnauferl Club в Мюнхене в 1925 году (Фото: Scherl / Global Look Press)

«Под капотом» (а по факту — сразу за водителем) был установлен одноцилиндровый однолитровый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания мощностью примерно в одну лошадиную силу. Питал его примитивный испарительный карбюратор, где бензин для приготовления смеси испаряла пропитанная ветошь. В конструкции мотора, как и в любом ДВС на бензине, присутствовала свеча зажигания, индукционная катушка, трамблер, аккумуляторная батарея и дроссельная заслонка в виде ручного крана. Имелась также простейшая система водяного охлаждения. Правда, была она незамкнутого типа, и воду нужно было постоянно доливать. Система смазки также не отличалась замысловатостью: резервуар, подававший масло по каплям на несколько самых важных трущихся деталей. Привод ГРМ — ременной.

Читать статью  Изобретение автомобиля: кто и когда изобрел автомобиль, первые авто

Крутящий момент от двигателя передавался на задние колеса с помощью мудреной системы шкивов, шестерен и ремней. Присутствовала и главная коническая передача (без дифференциала), а рядом располагался тормозной барабан, а также полуоси и примитивная подвеска на двойных полуэллиптических рессорах. Переднее колесо подвески не имело. Роль сцепления в машине выполнял простой двухпозиционный размыкатель, а огромное горизонтальное колесо маховика являлось по совместительству еще и ручным стартером. Генератора на Benz Patent-Motorwagen не было, как отсутствовала и коробка передач. О бензонасосе тоже речи не шло: топливо подавалось самотеком из бака, который был расположен над силовым агрегатом.

Создатель «Ford Motor Company» Генри Форд

Фото: autowp.ru

Действительно, Benz Patent-Motorwagen был первым автомобилем с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, поступившим в открытую продажу. Но, говоря об изобретении Бенца, нельзя не упомянуть основного конкурента — автомобиль Daimler Motorkutsche («Моторизованная карета Даймлера»). Эта очень схожая с Motorwagen конструкция увидела свет буквально на год позже, также претендуя на лавры революционной новинки. Однако Motorkutsche являл собой демонстрационный стенд для рекламы самого мотора, а не готовый продукт с прицелом на коммерческое производство.

Берта Бенц, жена изобретателя автомобилей Карла Бенца, сопровождаемая сыновьями Ойгеном и Рихардом, отправилась в первое в истории автомобилестроения путешествие на дальние расстояния

Берта Бенц, жена изобретателя автомобилей Карла Бенца, сопровождаемая сыновьями Ойгеном и Рихардом, отправилась в первое в истории автомобилестроения путешествие на дальние расстояния (Фото: Mercedes-Benz)

Кто изобрел автомобиль: история создания

Как понятно из самого названия, главным и единственным конструктором «Бенц-Моторвагена» был Карл Бенц, уроженец Германии. Все началось с основания им небольшой велосипедной мастерской. Однако мышечно-педальной тяги изобретателю показалось мало, и он начал трудиться над созданием двигателя внутреннего сгорания, который можно было бы установить на практически любой тип колесного шасси.

Важно отметить, что непосредственно двигатель с известным сегодня классическим циклом внутреннего сгорания придумал не Бенц. Родоначальником бензиновых ДВС был Николаус Отто, еще в 1866 году получивший патент на свое изобретение. И именно юридические ограничения не позволяли Бенцу во всеуслышание заявить о своей новинке вплоть до 1878 года. Когда буквально в день окончания действия патента Отто, 31 декабря, был зарегистрирован новый патент, уже на имя Бенца. Вообще, с правами на громкие изобретения всегда было непросто, и споры исследователей на тему, кого же считать первопроходцем в той или иной области, звучат регулярно.

Читать статью  Датчики систем управления бензиновым двигателем

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года (Фото: Scherl / Global Look Press)

От первых тестовых образцов двигателей до постройки предсерийного экземпляра прошло еще несколько лет. К 1885 году был готов ходовой образец, а в 1886 году Карл Бенц получил свой главный патент за номером 37435 — уже на сам автомобиль Benz Patent-Motorwagen. А в 1888 первый в мире автомобиль начал предлагаться покупателю. Этот же год можно считать и днем рождения первой автомобильной рекламы. Когда жена изобретателя вместе с сыновьями исполнила демонстративный променад на самодвижущейся повозке между двумя немецкими городами.

Как выглядел первый автомобиль: фото и описание

Benz Patent-Motorwagen

Benz Patent-Motorwagen (Фото: Mercedes-Benz)

Несмотря на множество общих черт с современными машинами в плане общей технической концепции, внешне Benz Patent-Motorwagen напоминал скорее большой трехколесный велосипед. Ну, или открытую конную повозку без одного колеса. Ведь основой всему была пространственная рама наподобие велосипедной. Бенц позже открыто признавал, что компоновку и многие детали для своего детища он брал от упряжных повозок, да и пробы двигателя проходили на этой же нехитрой технике. Что вполне логично: других больших колесных транспортных средств, по сути, тогда и не существовало.

К раме крепилось широкое трехместное сиденье с площадкой для ног, за ним располагался мотоблок с системой передачи момента к колесам и простейшая зависимая подвеска. Переднее колесо упругих элементов не имело и фактически представляло собой обычную велосипедную вилку. В системе поворота применялась лишь пара угловых передач и промежуточная тяга между валом рулевого рычага в «салоне» и вилкой крепления колеса к раме. Все три колеса были многоспицевыми, по типу тех всё же велосипедных, а в качестве покрышек использовалось сплошное каучуковое кольцо.

Читать статью  ТОП 10 новинок Mercedes 2020-2021

Benz Patent-Motorwagen

Benz Patent-Motorwagen (Фото: Mercedes-Benz)

Первый автомобиль в России

Что до нашей страны, то по одной версии (она считается основной) первый автомобиль в России появился в 1891 году. Это был привезенный из Франции «Панар-Левассор». Однако согласно альтернативной трактовке событий, русская публика увидела чудо-технику в 1895 году, и это был не «Панар», а Benz Velo. Кстати, последний является глубоко модернизированной версией рассмотренного выше Benz Patent-Motorwagen и считается первым в мире серийным четырехколесным автомобилем.

Подробно о становлении автомобильной культуры в царской России рассказано в этом материале.

https://www.autonews.ru/news/65a1615a9a794770b4224456