Трактор МТЗ 80: характеристики, которые нужно знать о легендарной машине
Трактор МТЗ-80 по праву считается легендарной машиной советского тракторостроения. Эта модель стала настоящим прорывом для Минского тракторного завода и на протяжении десятилетий остается флагманом производства. Колесный универсально-пропашной МТЗ-80 и его многочисленные модификации завоевали огромную популярность благодаря высокой надежности, неприхотливости в эксплуатации, простоте обслуживания и ремонта.
В статье мы подробно рассмотрим технические характеристики легендарной модели МТЗ-80, историю ее создания, особенности конструкции и эксплуатационные качества. Уделим внимание двигателю, трансмиссии, ходовой части, органам управления, системе навески и гидравлики. Проанализируем модификации МТЗ-80 и практический опыт работы с этим трактором.
История создания МТЗ-80
Минский тракторный завод был основан в 1946 году по личному указанию И.В. Сталина. Первоначально планировалось наладить производство гусеничных тракторов, однако уже в 1948 году конструкторы приступили к разработке первого колесного универсально-пропашного трактора собственной конструкции. 18 июля 1949 года сошел с конвейера первый опытный образец МТЗ, который после испытаний пошел в серию.
В последующие годы МТЗ активно модернизировал модельный ряд, выпуская все более мощные и универсальные машины — МТЗ-5, МТЗ-7, МТЗ-50, МТЗ-52. Кульминацией этого процесса стала разработка легендарного МТЗ-80 в конце 70-х годов. Этот трактор стал настоящим прорывом для советского сельского хозяйства и на долгие годы занял лидирующие позиции на рынке.
- Высокая мощность (до 100 л.с.) и проходимость.
- Надежность и ремонтопригодность конструкции.
- Широкий модельный ряд и разнообразие навесного оборудования.
Благодаря этим качествам МТЗ-80 стал поистине народным трактором, надежным помощником миллионов фермеров. Его универсальность, доступная цена и простота в обслуживании по праву сделали эту модель легендарной.
Технические характеристики МТЗ-80
МТЗ-80 оснащался четырехцилиндровым дизельным двигателем Д-240 мощностью 80 л.с. Этот надежный и неприхотливый силовой агрегат обеспечивал трактору высокие тягово-сцепные качества. Двигатель имел рабочий объем 4,75 литра и развивал максимальную мощность при 2200 об/мин.
В зависимости от модификации трактор комплектовался механической или гидромеханической трансмиссией. Механическая КПП имела 9 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Благодаря наличию двух диапазонов общее число передач достигало 18 вперед и 4 назад. Гидромеханическая трансмиссия позволяла переключать передачи без выключения сцепления.
Ходовая часть МТЗ-80 отличалась высокой проходимостью и устойчивостью. Колея трактора плавно изменялась в диапазоне 1400-2100 мм. Подвеска переднего моста была полузависимой, заднего — жесткой. Тормоза дисковые мокрые, с раздельным приводом на каждый мост.
Трактор комплектовался просторной стальной кабиной со всеми необходимыми органами управления и регулировками. Обзорность была отличной, а наличие обогрева и вентиляции делало работу комфортной в любую погоду.
МТЗ-80 оснащался надежной трехточечной системой навески, позволяющей агрегатировать широкий спектр сельхозорудий для выполнения практически любых работ. Гидравлическая система трактора также отличалась универсальностью и высокой производительностью.
Благодаря оптимальному сочетанию производительности, надежности, ремонтопригодности и доступной цены, МТЗ-80 по праву считается одним из лучших тракторов советского периода, заслужившим любовь миллионов.
Двигатель трактора МТЗ-80
Трактор МТЗ-80 оснащался четырехцилиндровым рядным дизельным двигателем Д-240 мощностью 80 лошадиных сил. Этот силовой агрегат был разработан инженерами Минского моторного завода специально для «восьмидесятки» и стал одним из главных факторов успеха этой легендарной модели.
Двигатель Д-240 относится к семейству дизелей серии Д-240 и имеет рабочий объем 4,75 литра. Он оснащен четырьмя цилиндрами диаметром 120 мм и ходом поршня 140 мм. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2. Степень сжатия составляет 16,5.
Цилиндры двигателя чугунные, сухие, не разборные, отлиты вместе с головкой блока цилиндров. В блоке цилиндров размещаются каналы системы охлаждения двигателя. Крышки коренных и шатунных подшипников отдельные от верхней части блока цилиндров.
Головка блока цилиндров общая чугунная. В ней размещены клапаны, форсунки, свечи накаливания. Клапаны расположены вертикально в головке цилиндров (OHV).
Поршни двигателя алюминиевые, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом. Поршень соединяется с шатуном посредством пальца. Шатуны стальные, двутаврового сечения.
Коленчатый вал литой, с косыми шатунными и прямыми коренными шейками. Он опирается на пять коренных подшипников. Число опор коленчатого вала обусловлено его длиной и необходимостью снизить его прогиб.
Система смазки комбинированная, с сухим картером. Масляный насос шестеренчатого типа, приводится в действие от шестерни, установленной на переднем конце коленчатого вала. Фильтры очистки масла сменные, полнопоточные.
Система питания дизеля Д-240 — дизельная, с непосредственным впрыском топлива. Топливный насос высокого давления (ТНВД) секционного типа, приводится от распределительного вала. Форсунки открываются посредством кулачкового вала.
Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрена система предпускового подогрева, использующая тепло выхлопных газов и охлаждающей жидкости.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости при помощи центробежного насоса. Имеется вентилятор и термостат для регулирования температурного режима.
Трансмиссия МТЗ-80
На тракторах МТЗ-80 устанавливалась механическая ступенчатая коробка передач, обеспечивающая 9 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Благодаря наличию двух диапазонов общее количество передач составляло 18 вперед и 4 назад.
Переключение диапазонов осуществлялось специальной коробкой передач. Передаточные числа коробки передач подобраны таким образом, чтобы обеспечить плавное нарастание скорости движения трактора от 0,8 до 14 км/ч.
На части тракторов устанавливалась гидромеханическая трансмиссия, позволяющая переключать передачи под нагрузкой, без разрыва потока мощности. Это повышало производительность МТЗ-80 при выполнении различных работ.
Ведущие колеса трактора приводились в действие от коробки передач через двухступенчатый цилиндрический редуктор, карданную передачу и главную передачу заднего моста. Главная передача — коническая, парная, с косозубым зацеплением.
Для улучшения сцепных свойств и проходимости трактора МТЗ-80 задний мост мог блокироваться, объединяя ведущие колеса в один жесткий блок. Это позволяло трактору эффективно преодолевать скользкие и тяжелые почвы, крутые подъемы.
Ходовая часть и управление трактором МТЗ-80
Ходовая часть трактора МТЗ-80 отличалась надежностью и высокой проходимостью. Она включала в себя мосты, подвеску, колеса, тормозную систему и рулевое управление.
Передний мост трактора был выполнен балансирным, с независимой подвеской каждого колеса. Это повышало устойчивость и управляемость машины на пересеченной местности. Задний мост — жесткий, неразрезной.
Подвеска переднего моста — полузависимая, на двух полуэллиптических рессорах. Такая конструкция обеспечивала хорошую плавность хода и проходимость. Задняя подвеска — жесткая.
Колея трактора регулировалась в диапазоне 1400-2100 мм, что позволяло эффективно использовать его в различных условиях и с разным навесным оборудованием.
Тормозная система МТЗ-80 — дисковая, многодисковая, маслоохлаждаемая. Она отличалась высокой эффективностью и надежностью. Имелся раздельный привод тормозов на каждый мост.
Рулевое управление трактора осуществлялось при помощи гидроусилителя. Рулевой механизм — винтовой пары качения. Угол поворота управляемых колес составлял 55 градусов в каждую сторону.
Благодаря продуманной ходовой части трактор МТЗ-80 демонстрировал отличную маневренность, высокие тягово-сцепные качества и проходимость в самых сложных условиях эксплуатации.
Кабина трактора МТЗ-80
Трактор МТЗ-80 оснащался просторной двухместной кабиной, обеспечивающей комфортные условия работы оператора. Кабина изготавливалась из стального листа и прикреплялась к остову трактора с помощью амортизаторов, снижающих уровень вибрации.
Внутри кабина отделывалась шумо- и теплоизоляционными материалами. Для обеспечения нормального микроклимата предусматривалось отопление кабины зимой и вентиляция летом. Также имелась система обдува и очистки лобового стекла.
Органы управления трактором располагались в зоне удобного доступа водителя. Сиденье регулировалось по высоте и углу наклона спинки. Рулевая колонка также имела регулировки для установки оптимального положения.
Приборная панель включала в себя все необходимые для работы контрольно-измерительные приборы: тахометр, указатели температуры и давления, уровня топлива. Рядом располагались органы управления освещением, стеклоочистителями, отоплением кабины.
Для посадки и выхода из кабины имелись удобные поручни и ступени с противоскользящим покрытием. Обзорность с рабочего места оператора была отличной, чему способствовали большие площади остекления.
В целом, кабина трактора МТЗ-80 отличалась эргономичностью, хорошим обзором и комфортом, что позволяло трактористу работать с высокой производительностью в течение всей смены.
Система навесного оборудования МТЗ-80
Одним из главных преимуществ трактора МТЗ-80 является универсальность, обеспечиваемая системой навесного оборудования.
Трактор оснащался надежной трехточечной задней навеской, позволяющей агрегатировать широкий спектр орудий и агрегатов для выполнения практически любых сельскохозяйственных операций.
Система навески включала в себя две продольные и одну поперечную тяги, силовой цилиндр подъема, раскосы и другие элементы. Имелась возможность регулировки ширины колеи для обеспечения оптимального положения навесных орудий.
Для работы гидрофицированных орудий и агрегатов трактор МТЗ-80 комплектовался производительным гидравлическим насосом, трехсекционным гидрораспределителем и системой шлангов и трубопроводов.
С трактором МТЗ-80 можно было использовать практически любые почвообрабатывающие, посевные, уборочные, транспортные и другие сельхозмашины и орудия.
Высокая надежность, прочность системы навески и ее универсальность позволяли механизаторам эффективно выполнять комплекс работ по возделыванию различных сельхозкультур с минимумом затрат.
Модификации трактора МТЗ-80
За долгие годы модернизаций, «Беларус» научили работать в самых разных сферах, с самыми разными, как навесными, так и прицепными агрегатами и оборудованием. Он стал в доску своим для фермеров, строителей, дорожников и коммунальщиков.
- МТЗ-82/82.1 – мощный и производительный трактор общего назначения мощностью 100 л.с.. Характеристики МТЗ-82 позволяют использовать его с тяжелым навесным оборудованием.
- МТЗ-892/892.2 – универсальный трактор с улучшенными эксплуатационными показателями для использования в сельском хозяйстве.
- МТЗ-1221 – высокопроходимый трактор с колесной формулой 4×4 и двигателем мощностью 150 л. с. для работы в тяжелых условиях.
Рассмотрим некоторые технические характеристики популярных модификаций в таблице:
Модель | Мощность, л.с. | Макс. скорость, км/ч |
МТЗ-80 | 80 | 30 |
МТЗ-82 | 100 | 40 |
МТЗ-892 | 92 | 40 |
МТЗ-1221 | 150 | 40 |
Как видно из таблицы, разные модификации МТЗ-80 отличаются мощностью двигателя и максимальной скоростью. Это позволяет подобрать оптимальный вариант под конкретные задачи и условия эксплуатации.
Опыт эксплуатации МТЗ-80
За десятилетия выпуска трактора МТЗ-80 накоплен огромный опыт его эксплуатации в различных отраслях. Рассмотрим основные преимущества и недостатки МТЗ-80, о которых говорят сами трактористы.
- Высокая надежность и неприхотливость в эксплуатации. МТЗ-80 может работать в самых сложных условиях, не требуя особого технического обслуживания.
- Простота в ремонте и обслуживании. Все узлы легко доступны, для ремонта не требуется дорогостоящего оборудования.
- Универсальность. МТЗ-80 может использоваться с самым разным навесным оборудованием для решения широкого круга задач.
В то же время у трактора есть и недостатки:
- Устаревшая эргономика рабочего места. Старые модели не отличаются комфортом для тракториста.
- Высокий уровень шума и вибраций, особенно на старых tractorax.
- Невысокая максимальная скорость до 30-40 км/ч.
Давайте послушаем, что говорят сами трактористы об этой легендарной машине:
«Довелось отработать сезон в совхозе на этом тракторе, необходимых прав в наличии не было, собственно их никто и не спрашивал. Агрегат зверь, не едет – прет! Трогается в легкую с любой передачи. Запросто справляется с погрузчиком.»
«Если говорить о «ломучести», машина переживет любой мерседес, а ремонтируется на раз-два на коленке, с помощью молотка и такой-то матери. В общем настоящий советский трактор!»
К достоинствам МТЗ-80 трактористы относят высокую ремонтопригодность, неприхотливость в эксплуатации и отличную проходимость. А универсальность позволяет использовать этот трактор для решения самых разных задач.
Что касается недостатков, то чаще всего упоминается устаревшая эргономика рабочего места на старых моделях, а также повышенный уровень шума и вибрации. Однако это не мешает МТЗ-80 оставаться одним из самых востребованных тракторов для аграриев и других отраслей.
МТЗ-80 и его модификации десятилетиями доказывают свою надежность и незаменимость в самых разных условиях по всему миру. Этот легендарный трактор продолжает пользоваться колоссальным спросом как у крупных агрохолдингов, так и небольших фермерских хозяйств.
https://fb.ru/article/579768/2024-traktor-mtz-harakteristiki-kotoryie-nujno-znat-o-legendarnoy-mashine