ВАЗ-2109: электрическая схема, особенности подключения электрооборудования

Содержание

ВАЗ-2109: электрическая схема, особенности подключения электрооборудования

Загадочная «девятка» — легендарная модель ВАЗа с неповторимым характером. Давайте заглянем под ее капот и разберемся в закулисных тонкостях электрической начинки этого автомобиля.

История создания ВАЗ-2109

Модель ВАЗ-2109 была разработана совместно с немецкой компанией Porsche в середине 1980-х годов. Инженеры Porsche привнесли в конструкцию нового автомобиля свой богатый опыт и знания в области спортивных машин. В частности, по их рекомендации на ВАЗ-2109 вместо заднего был установлен передний привод.

Первые опытные образцы «девятки» отличались от серийных машин «короткими» передними крыльями. Однако такая конструкция оказалась неудачной: пластмассовые накладки на крыльях быстро деформировались и отходили под воздействием солнца и температур. Поэтому в серийном производстве стали использовать более длинные крылья и капот.

Первые партии ВАЗ-2109 сошли с конвейера Тольяттинского автозавода в 1987 году. Новая модель пользовалась большим спросом у советских автолюбителей и сразу завоевала популярность благодаря своему современному дизайну.

Общие технические характеристики ВАЗ-2109

ВАЗ-2109 имел передний привод и поперечное расположение двигателя. В основе конструкции лежала несущая система из штампованных панелей, боковины и пороги были усилены для повышения жесткости. Подвеска передняя независимая на продольных рычагах, задняя зависимая на продольных полуэллиптических рессорах.

На машину первых выпусков устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-2108 объемом 1,3 л и мощностью 75 л.с. Коробка передач механическая четырехступенчатая. Выпускался в кузовах седан, хетчбек и универсал.

Впоследствии стали доступны модификации с двигателями 1,5 л (82 л.с.), 1,7 л (100 л.с.), а также 16-клапанные инжекторные моторы. Предлагались различные опции комплектации — стандарт, норма, люкс.

Электрооборудование ВАЗ-2109

На ВАЗ-2109 устанавливалась 12-вольтная аккумуляторная батарея емкостью 54 А·ч. Генератор переменного тока мощностью 550 Вт обеспечивал зарядку АКБ и питание бортовой сети.

Система зажигания классическая кеттинговая: катушка зажигания, распределитель и свечи. Применялись свечи со стандартными корпусами 14 мм и накаливанием 12 вольт.

Для запуска двигателя использовался стартер мощностью 1,0-1,2 кВт, включаемый при повороте ключа зажигания. Предусмотрена система принудительного холостого хода и тахометр для контроля оборотов.

Читать статью  Список опасных проблем по электрике в автомобиле

Внешние световые приборы включали галогенные фары со светомаскировкой, противотуманные фонари, указатели поворотов, габаритные огни. Освещение номерного знака обеспечивали две лампы мощностью по 5 Вт.

Схемы электропроводки ВАЗ-2109

Прокладка проводки на ВАЗ-2109 производилась в защитных гофрированных рукавах и пластиковых оболочках. Для удобства техобслуживания использовались разъемные соединения.

Силовые цепи включали провода питания, зажигания и пуска. Цепи управления содержали проводку к выключателям, реле, предохранителям. Отдельные жгуты были предусмотрены для внутреннего и внешнего освещения.

Схемы электропроводки незначительно варьировались в зависимости от типа кузова, двигателя и комплектации автомобиля.

Особенности низкой панели приборов

На первых выпусках ВАЗ-2109 использовалась так называемая «низкая» панель приборов. Она отличалась от «высокой» более скромным дизайном, меньшим количеством датчиков и отсутствием тахометра.

В низкой панели устанавливались спидометр, указатель температуры двигателя, указатель уровня топлива, а также контрольные лампы. Электропитание осуществлялось через выключатель освещения, соединенный с проводами в жгуте панели.

К низкой панели можно было подключить электрообогрев заднего стекла, аварийную сигнализацию, прикуриватель. Однако возможности расширения функций приборной панели по сравнению с «высокой» версией были ограниченными.

Подкапотное пространство ВАЗ-2109

Особенности высокой панели приборов

«Высокая» панель приборов отличалась от «низкой» версии более современным дизайном и расширенным функционалом. Помимо традиционных указателей, в нее встраивался тахометр и дополнительные контрольные лампы.

Новые блоки и датчики требовали разработки оригинальной схемы электропроводки. В жгут были добавлены цепи для датчиков температуры охлаждающей жидкости и давления масла, а также для электромагнитных клапанов системы впрыска топлива.

Высокую панель оснащали мощным звуковым сигналом и вместительным бардачком с освещением. Имелись выводы для подключения автомагнитолы, электроподогрева зеркал, обогрева заднего стекла.

Схема электрооборудования карбюраторного двигателя

На ВАЗ-2109 первых выпусков ставились карбюраторные моторы ВАЗ с рабочим объемом 1,3-1,5 литра. Их система зажигания включала катушку, распределитель и свечи зажигания.

Для управления холостым ходом использовался электромагнитный клапан, подключаемый к дополнительному проводу от катушки зажигания. В системе охлаждения устанавливался датчик температуры, а в системе смазки — датчик давления масла.

Омыватель ветрового стекла получал жидкость из бачка при срабатывании электроклапана от провода, идущего к выключателю на рычаге переключателя стеклоочистителей.

Схема электрооборудования инжекторного двигателя

На поздних модификациях ВАЗ-2109 ставился 8-клапанный инжекторный двигатель объемом 1,5 литра. В нем использовалась система распределенного впрыска топлива и электронное зажигание.

Вместо карбюратора была установлена электронная система впрыска с форсунками, управляемыми блоком ECU. Ключевая роль в работе системы принадлежала датчикам расхода воздуха и положения дроссельной заслонки.

Зажигание осуществлялось от модуля зажигания и катушки на каждый цилиндр по сигналу от блока управления двигателем. Также использовались датчики фазы и температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Читать статью  Электрик по машинам улан удэ

Схема подключения отопителя салона

На ВАЗ-2109 предусматривалась возможность установки электрического отопителя салона, работающего независимо от системы охлаждения двигателя.

Отопитель имел автономный блок управления, электровентилятор для принудительной подачи теплого воздуха в салон и нагревательные элементы мощностью около 400 Вт.

Питание на отопитель подавалось от аккумулятора при включении выключателя на панели приборов. В систему были включены термодатчики для регулировки температуры воздуха в салоне.

ВАЗ-2109 на затуманенной лесной дороге

Особенности схемы электрооборудования кузова хэтчбек

На хэтчбеке ВАЗ-2109 применялась несколько измененная схема электропроводки и расположения некоторых компонентов. Это было обусловлено особенностями задней части кузова.

Главным отличием было отсутствие обогрева заднего стекла. Вместо этого предусматривался электроподогрев наружных зеркал заднего вида для обеспечения обзора при обмерзании.

Также в связи с другим расположением задних фонарей менялась схема подключения ламп указателей поворота и стоп-сигналов к проводке кузова.

Схема электропитания системы впрыска

На инжекторных модификациях ВАЗ-2109 электрическая схема впрысковой системы имела ряд особенностей.

От аккумулятора через замок зажигания к блоку управления подавалось напряжение бортовой сети. Блок управления получал сигналы от различных датчиков и управлял работой форсунок.

Дополнительными проводами к форсункам подавалось напряжение для их срабатывания в нужной последовательности. Также предусматривались цепи для электробензонасоса и реле топливного насоса.

Схема включения автономного подогревателя

На ВАЗ-2109 можно было устанавливать автономный жидкостный подогреватель двигателя для облегчения пуска в холодное время.

Подогреватель имел собственный блок управления, насос для циркуляции охлаждающей жидкости и ТЭН мощностью около 400 Вт. Питание подавалось напрямую от аккумулятора при включении выключателя на панели приборов.

Предусматривалась установка датчиков для контроля температуры двигателя и автоматического отключения подогревателя по достижении заданного значения.

Диагностика неисправностей электрической схемы

При возникновении проблем в электрооборудовании ВАЗ-2109 можно провести диагностику самостоятельно, проверив работу отдельных узлов и цепей.

Полезно иметь при этом подробную схему проводки, а также измерительные приборы — мультиметр, пробник, контрольные лампы. Поочередная проверка компонентов поможет локализовать и устранить неисправность.

Также для диагностики электронных систем управления на инжекторных модификациях применяются специальные сканеры, позволяющие считывать коды ошибок из блока управления.

Особенности схемы на моделях с двигателем ВАЗ-21083

На модификациях ВАЗ-2109 с двигателем ВАЗ-21083 рабочим объемом 1,7 литра применялась несколько измененная схема электрооборудования.

Главным отличием было использование системы зажигания с распределителем, а не катушкой зажигания. Распределитель получал высокое напряжение от катушки и распределял его по свечам.

Также вместо реле включения стартера применялось реле блокировки стартера, отключающее его при работающем двигателе. Это повышало ресурс и предотвращало поломки.

Схема обогрева заднего стекла universal

На универсале ВАЗ-2109 применялась несколько отличная схема обогрева заднего стекла.

Читать статью  Кто такой электрик

Вместо одного нагревательного элемента использовались два, расположенные по краям стекла и включаемые параллельно.

Такая схема обеспечивала более равномерный прогрев всей площади стекла за счет дополнительного нагревателя в нижней части.

Схема электрооборудования отопителя салона

Отопитель салона ВАЗ-2109 имел довольно простую схему электропитания и управления.

Питание подавалось напрямую от аккумулятора через общий предохранитель. Управление осуществлялось с помощью выключателя на панели приборов.

В системе использовались вентилятор для подачи теплого воздуха в салон и ТЭН мощностью около 300 Вт для нагрева потока воздуха до комфортной температуры.

Поиск неисправностей в системе зажигания

При возникновении проблем со стартом двигателя ВАЗ-2109, пропусками зажигания на холостом ходу первым делом следует проверить исправность элементов системы зажигания.

Необходимо поочередно заменить свечи, проверить катушку зажигания или распределитель на наличие искрообразования. Также стоит измерить сопротивление датчиков и проверить надежность электрических контактов в разъемах.

Часто причиной оказываются поврежденные высоковольтные провода. Их стоит осмотреть на отсутствие трещин изоляции и проверить качество соединений.

Проверка контактов электрических разъемов

Одной из распространенных причин сбоев в работе электрооборудования ВАЗ-2109 являются плохие контакты в электрических разъемах из-за коррозии, влаги или загрязнения.

Для проверки контактов нужно аккуратно разъединить подозрительный разъем и визуально осмотреть состояние контактных поверхностей. При обнаружении следов коррозии или грязи их необходимо зачистить.

Также полезно подключить разъем и с помощью омметра замерить переходное сопротивление контактов. Повышенное сопротивление будет указывать на плохой контакт в разъеме.

Поиск обрыва в электропроводке

При отсутствии напряжения или сигнала на каком-либо узле электрооборудования причиной может быть обрыв проводов.

Чтобы найти место обрыва, нужно проверить проводку между источником питания и неработающим узлом с помощью омметра или контрольной лампы.

Поочередно размыкая и замыкая участки цепи, можно определить непроходимый отрезок проводки с обрывом провода. Затем этот дефектный участок следует заменить.

Замена перегоревшего предохранителя

Перегорание плавкого предохранителя — распространенная причина отказа электроцепи на ВАЗ-2109.

Чтобы найти и заменить перегоревший предохранитель, нужно по схеме определить цепь, в которой пропало напряжение. Затем в соответствующем держателе предохранителей установить новый предохранитель такого же номинала.

Причина перегорания предохранителя может заключаться в коротком замыкании или перегрузке цепи. Это нужно будет устранить для исключения повторного выхода предохранителя из строя.

Проверка реле и предохранителей

Реле и плавкие предохранители выполняют важные защитные функции в электрических схемах ВАЗ-2109. Их исправность нужно периодически проверять.

У предохранителей следует контролировать целостность плавкой вставки визуально или с помощью омметра. Перегоревшие предохранители необходимо заменить.

У реле проверяют сопротивление обмотки и работу контактов при подаче управляющего напряжения. Неисправные реле подлежат замене.

Регулировка света фар

Со временем на ВАЗ-2109 может нарушиться регулировка света фар из-за деформации кузова или ослабления крепежа оптических элементов.

Чтобы отрегулировать фары заново, нужно воспользоваться специальным экраном или стеной. Поворачивая винты регулировки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, добиться оптимальной формы и направления световых пятен.

Правильная регулировка фар повысит освещенность дороги, улучшит видимость в темное время и не будет слепить встречный транспорт.

https://fb.ru/article/508162/2023-vaz—elektricheskaya-shema-osobennosti-podklyucheniya-elektrooborudovaniya