Геометрия кузова автомобиля: что это, как проверить и исправить
Геометрия кузова автомобиля: что это, как проверить и исправить
Что это? Геометрия кузова – это набор определенных контрольных точек на автомобиле и расстояний между ними, которые позволяют оценить, насколько правильно расположены отельные части кузова, узлы по отношению друг к другу.
На что обратить внимание? Основное внимание при проверке геометрии кузова уделяется расстоянию между передней и задней осью, ширине колеи, расстоянию между лонжеронами, их длине, ширине и длине багажника, моторного отсека, дверных и оконных проемов.
В этой статье:
- Причины и признаки нарушения геометрии кузова
- Чем плоха нарушенная геометрия кузова
- Где проверить геометрию кузова
- Как проверить геометрию кузова самостоятельно
- Как проверяют геометрию кузова специалисты
- Как исправить геометрию кузова
- Тонкости восстановления в автосервисах
- Стоит ли вытягивать самостоятельно
7 обязательных шагов для организации СТО
Шаг 5 упускают 68% предпринимателей
Причины и признаки нарушения геометрии кузова
Геометрия кузова значительно нарушается при дорожно-транспортном происшествии, однако и без аварий расстояния между узлами могут измениться в ходе ежедневной эксплуатации. Причинами таких изменений служат следующие факторы:
- Постоянная езда по неровной дороге.
- Чрезмерно высокая скорость движения.
- Препятствия на дорожном покрытии.
Каждый из этих фактов по-разному влияет на смещение различных точек кузова, механизмов. Так, при проезде через противоскоростной вал («лежачий полицейский») на низкой скорости кузов испытывает незначительные нагрузки. Если это же препятствие преодолевается так, что колеса при переезде отрываются от земли, то автомобиль может получить значительные повреждения, которые легко выявляются в ходе измерений в условиях СТО.
О нарушении геометрии кузова автомобиля могут свидетельствовать разные признаки. Наличие хотя бы одного из них требует скорейшего проведения профессиональной диагностики транспортного средства.
- Дверцы салона, крышка багажника, моторного отсека, окна начали закрываться труднее, чем обычно, при этом петли не изношены.
- При управлении машиной ее уводит в сторону, при высокой скорости движения ощущаются вибрации кузова, хотя ни препятствий на дороге, ни видимых проблем в подвеске нет.
Своими силами проверить геометрию кузова можно не всегда, для этого требуется специальное оборудование, которое есть в распоряжении большинства автосервисов.
Чем плоха нарушенная геометрия кузова
Отклонения в геометрии кузова не просто создают неудобства, нарушение нормальных интервалов между контрольными точками приводит к непредсказуемым последствиям при дорожно-транспортном происшествии. Нередко даже при легком ударе в такой машине заклинивает руль, блокируются двери, смещается моторный отсек и т. д. Система пассивной безопасности, для нормальной работы которой крайне важно нормальное расположение всех узлов, в этом случае не в состоянии выполнить свою функцию и может представлять опасность для водителя.
Также следует отметить и другие последствия нарушения геометрии кузова:
- Повреждения, быстрый износ подвески, покрышек, полуосей.
- Стуки и скрипы кузова даже при небольшой скорости движения.
- Нарушение герметичности окон и дверей, их уязвимость ко взлому.
- Попадание пыли в салон при движении.
- Ошибки систем электронного управления.
- Сильные вибрации даже на небольшой скорости.
- Уход автомобиля с колеи на скорости свыше 50 км/ч.
Где проверить геометрию кузова
Проверить изменение геометрии кузова помогут специальные сервисы. По ним можно узнать полную информацию о транспортном средстве: количество собственников, регион предыдущего использования, участие в авариях, наличие ареста, розыска, залога, административные штрафы, утилизацию, использование в такси, пробег и т. д.
Сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием соответствующего автомобиля размещены на электронном сервисе ГИБДД. По номеру VIN можно узнать о дате, месте ДТП, характере аварии (например, опрокидывание), полученных повреждениях.
Также можно ознакомиться с объемом ремонта. Если, например, заменялось заднее крыло или фара, то это не повлияет на геометрию кузова. Если же была повреждена крыша салона, рама ветрового стекла, капот, это свидетельствует об опрокидывании машины при аварии, и в таком случае форма кузова может быть значительно нарушена.
Товары из категории
- Объем ресивера, л 500
- Мощность, кВт 11
В кредит от 10 173/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Напряжение питания, В 40
- Количество каналов, шт 6
В кредит от 22 752/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Хладагент R134A
- Вакуумный насос 120 л/мин
В кредит от 11 400/мес
В корзину Купить в 1 клик
В кредит от 8 467/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Напряжение питающей сети, В 380
- Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
В кредит от 5 133/мес
В корзину Купить в 1 клик
Как проверить геометрию кузова самостоятельно
Осмотрите стекла. Если на них появились горизонтальные трещины, это может говорить о деформациях кузова. Стекла при этом испытывают высокие нагрузки и могут лопнуть.
Далее откройте каждую из дверей, покачайте их в разных направлениях. Если слышен стук, обнаруживается люфт, то петли могут быть неправильно смонтированы или их крепеж не затянут должным образом. Если закрывание производится со значительным усилием, это говорит о нарушении формы дверного проема.
Также проверьте кузовные зазоры, приложите к ним палец для оценки формы. Если щели неровные, то это признак участия авто в серьезной аварии. Обращайте внимание на неоднородность лакокрасочного слоя. Это верный признак перекраски кузова, которая обычно требуется после ДТП.
Кузов авто может иметь сложную форму, поэтому для диагностики понадобится рулетка. Проверьте расстояние между передней и задней ступицами с обеих сторон – разницы между ними быть не должно. Также измерьте ширину колеи между серединами протекторов правого и левого колес. Величины могут отличаться, поэтому необходимо ориентироваться на данные, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Определить геометрию кузова поможет замер ширины дверного проема у нижней и верхней петель. Проверьте также длину багажного отсека от кромки до крышки в нескольких точках, длину подкапотного пространства. Если отклонения от нормы превышают 2 мм, то не следует рисковать, лучше отправить автомобиль на СТО для диагностики и ремонта.
Для проверки геометрии кузова в автосервисе используется специальный электронный штангенциркуль, погрешность измерений которого не превышает 0,1 мм. Взаимное расположение панелей кузова и силовых агрегатов оценивается с нескольких сторон, а затем замеры сопоставляются друг с другом.
Замер длины колесной базы, лонжеронов, ширины колеи выполняется масштабной рейкой. Этот инструмент кладется рядом с транспортным средством в заданной точке, после чего на дисплее выводится величина расстояния.
На крупных СТО для проверки геометрии кузова поменяются специальные стенды. Автомобиль заезжает на подъемник, к контрольным точкам прикрепляются датчики, после чего камеры определяют расстояние между ними за считаные секунды.
В официальных дилерских центрах многих известных автопроизводителей – Mercedes-Benz, Porsche, Cadillac и др. – используются лазерные стенды. Никаких датчиков на кузов при этом не устанавливается, проверка выполняется по стандартам завода-изготовителя, автоматизация процесса исключает возможность совершения ошибки специалистом, проводящим замеры. Погрешность результатов не превышает 0,5 %.
Как проверяют геометрию кузова специалисты
Если даже после замеров при помощи рулетки и отсутствия отклонений от нормы сохраняются сомнения, то лучше доверить проверку геометрии кузова профессионалам. Наиболее точные результаты получаются при использовании многофункциональной электронной системы со щупом-указкой.
Автомобиль заезжает на стенд или ровную поверхность, после чего мастер прикладывает щуп к контрольным точкам. Далее при помощи специального программного обеспечения автоматически вычисляется расстояние между контрольными точками по шаблону и оценивается результат. В норме разница между измеренными параметрами и стандартом не превышает 1 мм, более значительные отклонения говорят о нарушении формы кузова.
Средняя стоимость подобной услуги составляет около 5 000 рублей.
Как исправить геометрию кузова
Исправление геометрии кузова производится мастерами кузовного ремонта. Автомобиль разбирается, что позволяет добраться до силовых элементов конструкции.
Для восстановления формы кузова применяется стапель. Специальные крюки цепляются за технологические отверстия в каркасе, после чего производится смещение соответствующих элементов в нужном направлении при помощи гидравлического привода. Электронное управление позволяет точно установить расстояния, на которые производится смещение.
Следует помнить о таком явлении, как усталость металла. Она проявляется в образовании микротрещин и изменении структуры материала на молекулярном уровне. При серьезных ДТП даже ремонт на стапеле не всегда способен обеспечить полное восстановление кузова.
Тонкости восстановления в автосервисах
В специализированном автосервисе помогут исправить геометрию кузова на специальном оборудовании с электронным управлением и с минимальной погрешностью. Процесс работ выглядит следующим образом.
- Автомобиль заезжает на стенд.
- Производится электронная оценка степени растяжения металла.
- Выполняется монтаж технических приспособлений.
- Производится вытяжка кузова на участках с нарушенной геометрией.
Программа самостоятельно определяет необходимое усилие воздействия, его направление, поэтому полностью исключается человеческий фактор. Корректировка настроек происходит в реальном времени, по окончании вытягивания оборудование отключается автоматически. Есть возможность распечатать отчет о проведенном ремонте прямо из программы.
Стоит ли вытягивать самостоятельно
Оценить нарушения геометрии кузова автомобиля можно своими силами, однако для их ремонта требуется специальное оборудование, которое есть далеко не у каждого водителя.
Как правило, используются подручные инструменты. Без точных измерений обеспечить надлежащее качество ремонта очень сложно, и проблема с большой вероятностью сохранится даже после вытягивания.
Своими силами можно исправить небольшие повреждения, которые не оказывают критического влияния на форму кузова. При обнаружении серьезных деформаций не стоит испытывать удачу, лучше сразу обратиться на СТО.
https://likeauto.ru/kuzov-avto/geometrija-kuzova-avtomobilja-chto-jeto-kak-proverit-i-ispravit/