Антиквары, а не старьевщики: что такое реставрация и чем она отличается от ремонта

Антиквары, а не старьевщики: что такое реставрация и чем она отличается от ремонта

Как это ни парадоксально звучит, старый автомобиль – это всегда удел обеспеченного автомобилиста. Ведь на его содержание с учетом непрогнозированных поломок приходится тратить куда больше денег, чем на обслуживание новой гарантийной машины. Тем не менее у нас машина в возрасте более 20 лет считается уделом тех, кому просто не хватает на новую. И совершенно напрасно: иногда владельцем по-настоящему старого автомобиля является по-настоящему богатый человек. А идеальное техническое и визуальное состояние его собственности объясняется просто: машина прошла через цикл реставрационных мероприятий. Или, как вариант, осталась навсегда так называемой капсулой времени. Сегодня мы будем разбираться в том, почему ремонт автомобиля и его реставрация в чем-то похожи, но на практике часто противоречат друг другу, преследуя совершенно разные цели.

Истоки: эхо войны​

Старых машин у нас хватало всегда. Сначала это были трофейные иномарки самых разных мастей, изрядно потрёпанные километрами фронтовых дорог. Латаные-перелатаные, они потом еще довольно долго трудились в различных организациях и коммунальных хозяйствах, изредка являясь собственностью частного автовладельца.

По мере износа и вследствие длительной «эксплуатации», как писали в довоенной прессе, они превращались в этаких автомобильных «чудовищ Франкештейна» с помощью не совсем и не всегда подходящих деталей от совершенно другой техники, в том числе и от грузовиков.

Явно нештатные колёса, клиренс или решетка радиатора намекают на то, что эти довоенные Мерседесы подвергались неоднократному техническому «тюнингу по необходимости»

Разумеется, к реставрации это не имело никакого отношения, а сохранить аутентичность подобного транспорта никто и не пытался. Неудивительно, что «трофеи» вышли из употребления достаточно быстро, практически исчезнув с советских улиц за два послевоенные десятилетия.

После двух лет работы в одном из московских гаражей он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. Редкий экспонат был продан Козлевичу за сто девяносто рублей. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусственной пальмой в зеленой кадке. Пришлось купить и пальму. Пальма была еще туда-сюда, но с машиной пришлось долго возиться: выискивать на базарах недостающие части, латать сиденье, заново ставить электрохозяйство. Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет. Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это «Лорен-Дитрих». В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой.

И.Ильф, Е.Петров
Золотой телёнок

Справедливости ради отметим, что и новые физически автомобили производства СССР являлись новыми разве что с точки зрения года выпуска, но не разработки. Ведь и грузовики Fiat, ставшие нашими АМО, и парочка Фордов, превратившихся в ГАЗ-А и ГАЗ-М1 соответственно, и довоенный Opel, более известный как послевоенный Москвич, не относились к последнему слову техники.

Вплоть до распада СССР в стране существовало железобетонное правило: автомобиль эксплуатируется до тех пор, пока к его металлическому остову можно приладить любую мало-мальски подходящую деталь, сохраняя его способность к передвижению. При этом, в отличие от стран Африки, «реставраторы» старались сохранить более-менее опрятный внешний вид. По этому же принципу вот уже 60 лет поддерживают работоспособность доставшихся «по наследству» машин жители полуострова Куба.

Начиная с конца семидесятых годов эта сохранившаяся в виде «вынужденных кастомов» разношерстная техника иногда появлялась на улицах советских городов – например, в рамках «Парада ветеранов» или во время пробегов, посвященных «Дню автомобилиста и дорожника». И если дожившие до тех дней ветераны Великой отечественной войны могли узреть несоответствие, то для остальных зрителей, особенно младшего школьного возраста, невиданные доселе машинки представляли большой интерес.

Читать статью  Договор подряда на ремонт автомобиля

Клубы по интересам и два Rolls-Royce Ленина

Важную роль в популяризации старинных машин и формирования понятия «антикварный», а не просто старый автомобиль, сыграли автомобильные клубы, первые из которых возникли в Прибалтике. Это Клуб Антикварных Автомобилей ААК в Латвии (год основания – 1972), клуб «Редува» в Литве (1974) и эстонский клуб «Уник» (1976).

Однако наиболее известной стала Секция АвтоМотоСтарины при Московском городском клубе автомототуристов МосГКАМТ, открывшаяся в 1975 году. Интересно, что впоследствии аббревиатуру стали расшифровывать как «Следопыты АвтоМотоСтарины» из-за того, что клуб поменял свою ведомственную принадлежность, став общественной организацией. Его члены, являвшиеся владельцами преимущественно довоенных автомобилей иностранного производства, старались сохранить их аутентичность всеми доступными способами и не эксплуатировали свои машины в качестве утилитарных транспортных средств, а использовали их для выездов на парады, смотры и выставки, регулярно проходившие с середины семидесятых вплоть до распада СССР.

Выставки, парады и автопробеги САМС проходили регулярно на протяжении 15 последних лет жизни СССР

Выставки, парады и автопробеги САМС проходили регулярно на протяжении 15 последних лет жизни СССР

Выставки, парады и автопробеги САМС проходили регулярно на протяжении 15 последних лет жизни СССР

Выставки, парады и автопробеги САМС проходили регулярно на протяжении 15 последних лет жизни СССР

Выставки, парады и автопробеги САМС проходили регулярно на протяжении 15 последних лет жизни СССР

Выставки, парады и автопробеги САМС проходили регулярно на протяжении 15 последних лет жизни СССР

Так они демонстрировали свой подход к правильному восстановлению старых автомобилей, когда и внешность, и техническая составляющая по возможности приводилась в максимально близкий к оригинальному вид.

– Черный цвет – слишком траурно, – говорил Остап. – Зеленый уже не подходит. Это цвет рухнувшей надежды. Лиловый – нет! Пусть в лиловой машине разъезжает начальник угрозыска. Розовый – пошло, голубой – банально, красный – слишком верноподданно. Придется выкрасить Антилопу в желтый цвет. Будет немножко ярковато, но красиво.

И.Ильф, Е.Петров
Золотой телёнок

Самым же интересным примером аутентичных автомобилей, прошедший необходимый цикл реставрационных работ, являются оба сохранившихся «ленинских» автомобиля Rolls-Royce, один из которых был выставлен в Центральном музее В. И. Ленина в Москве, а второй – в Государственном историческом заповеднике «Горки Ленинские». Считалось, что они были изготовлены в 1914 году. Однако в конце восьмидесятых годов работавший в итальянском издании «Руотеклассике» автожурналист Джузеппе Дикорато провёл собственное расследование истории этих машин и выяснил, что один автомобиль с кузовом черного цвета типа «торпедо» был заказан 11 июля 1922 года, и его «голое» шасси стоило 1850 фунтов, а кузов ателье «Баркер» с дополнительным оборудованием в виде запасного колеса, термометра воды, указателя количества бензина в баке, двенадцати поршневых колец и одного поршня в сборе с шатуном стоил еще примерно столько же.

Читать статью  Постгарантийный ремонт: что это такое, собенности, описание и рекомендации

Владимир Ильич был вождём рабочих и крестьян, но пользовался при этом техническом венцом творенья для буржуазии и высшего света — Rolls-Royce 40/50

Владимир Ильич был вождём рабочих и крестьян, но пользовался при этом техническом венцом творенья для буржуазии и высшего света — Rolls-Royce 40/50

Владимир Ильич был вождём рабочих и крестьян, но пользовался при этом техническом венцом творенья для буржуазии и высшего света — Rolls-Royce 40/50

Владимир Ильич был вождём рабочих и крестьян, но пользовался при этом техническом венцом творенья для буржуазии и высшего света — Rolls-Royce 40/50

Второй автомобиль, по сведениям Дикорато, был приобретён в 1920 году главой советской торговой делегации в Англии Л. Б. Красиным. Ленин использовал его для зимних поездок, и для улучшения проходимости по льду и снегу машину на Путиловском заводе переделали в полугусеничную (!). Для этого задние колёса заменили специальными тележками с резинотканевыми лентами, а под передние колёса установили широкие лыжи с прорезями для шин. Весь комплект оборудования весил около полутонны, а сконструировал приспособление в России изобретатель А. Кегресс, из-за чего оно получило известность под названием «гусеницы Кегресса».

Интересно, что первый «Роллс» в 1935 году передали в Керчь обкому работников рыбной промышленности, где им пользовались в качестве «персоналки» – служебного транспорта. Однако спустя несколько лет исторически важную машину разыскали и вернули в Москву, разместив в музее Ленина. А в 1959 году автомобиль был отреставрирован группой специалистов автозавода имени Лихачева, после чего 9 декабря этого года машина вернулась на «вечную» стоянку в музей.

От хобби – к бизнесу

В девяностые годы самые редкие довоенные иномарки в близком к аутентичному состоянии (например, Horch или открытые Мерседесы начала тридцатых годов) уехали на Запад – за сумасшедшие по тем меркам в СССР деньги. Однако для богатых западных коллекционеров подобные суммы были более чем оправданными. Кроме того, машины нередко попадали в руки перекупщиков-посредников, которые давали хозяину в несколько раз меньше, чем стоило его «сокровище», а в некоторых случаях их и вовсе не просто перегоняли, а сначала угоняли для того, чтобы перегнать за рубеж!

В двухтысячные годы в нашей стране появились люди, которые были готовы платить не за перетяжку салона «двадцать первой» Волги в белый цвет или установку силового агрегата и трансмиссии Mitsubishi Pajero в выкрашенный зелёным металликом ЗИМ, а за реставрацию автомобиля в настоящем понимании этого слова, то есть приведение машины в аутентичное состояние. Раз появился платежеспособный спрос, возникло и предложение. Как правило, свои мастерские открывали энтузиасты-реставраторы, однако в некоторых случаях процесс был бы невозможен без инвестора, для которого был интересен не только процесс ради процесса, но и финансовая прибыль. А ведь, несмотря на большие временные и моральные затраты, а также множество технических нюансов, такая деятельность может приносить не только эстетическое удовлетворение.

Реставрируя – не ремонтируй

Что же имеет значение при реставрации и чем она отличается от банального восстановительного ремонта? Разберёмся на примере обычных автомобилей Жигули первой и третьей моделей.

Как и многие другие машины, в процессе выпуска они претерпевали некоторые изменения, поэтому ценители этих автомобилей разделяют их по годам производства на «ранние» и «поздние». В ранних было много деталей иностранного производства, в наше время считающихся настоящими «артефактами». К примеру, это итальянские фары Carello на «единичке» и ВАЗ-2103 первых лет выпуска или чешские PAL на более поздних «единичке» и «трёшке», задняя оптика Altissimo и «подфарники» Stars (2103), «клыки» бампера особой формы или вообще «фиатовские» (2101), хромированные заглушки потолочных ручек, «глухой» фартук или «тёрка» в нём же (2103), хромированные кольца комбинации приборов (2103), хромированная пепельница (2103) и заглушка радиоприёмника, а также много других комплектующих.

Читать статью  Нормо-часы в автосервисе

«Тёрка», то есть множество узких горизонтальных прорезей на передней панели, как и напольная педаль газа – примета ранних машин (не позже 1974 года), причем у самых ранних машин фартук был и вовсе «глухим»

«Тёрка», то есть множество узких горизонтальных прорезей на передней панели, как и напольная педаль газа – примета ранних машин (не позже 1974 года), причем у самых ранних машин фартук был и вовсе «глухим»

«Тёрка», то есть множество узких горизонтальных прорезей на передней панели, как и напольная педаль газа – примета ранних машин (не позже 1974 года), причем у самых ранних машин фартук был и вовсе «глухим»

Кладезь артефактов: подфарники Stars, хромированные заглушки потолочных ручек, зеркало Vitaloni, задние фонари Altissimo, «глубокие» клыки и хромированная заглушка магнитолы – всё это ВАЗ-2103 1973 года с «двухтысячным» номером кузова

Кладезь артефактов: подфарники Stars, хромированные заглушки потолочных ручек, зеркало Vitaloni, задние фонари Altissimo, «глубокие» клыки и хромированная заглушка магнитолы – всё это ВАЗ-2103 1973 года с «двухтысячным» номером кузова

Кладезь артефактов: подфарники Stars, хромированные заглушки потолочных ручек, зеркало Vitaloni, задние фонари Altissimo, «глубокие» клыки и хромированная заглушка магнитолы – всё это ВАЗ-2103 1973 года с «двухтысячным» номером кузова

Кладезь артефактов: подфарники Stars, хромированные заглушки потолочных ручек, зеркало Vitaloni, задние фонари Altissimo, «глубокие» клыки и хромированная заглушка магнитолы – всё это ВАЗ-2103 1973 года с «двухтысячным» номером кузова

Кладезь артефактов: подфарники Stars, хромированные заглушки потолочных ручек, зеркало Vitaloni, задние фонари Altissimo, «глубокие» клыки и хромированная заглушка магнитолы – всё это ВАЗ-2103 1973 года с «двухтысячным» номером кузова

Кладезь артефактов: подфарники Stars, хромированные заглушки потолочных ручек, зеркало Vitaloni, задние фонари Altissimo, «глубокие» клыки и хромированная заглушка магнитолы – всё это ВАЗ-2103 1973 года с «двухтысячным» номером кузова

Оптика Carello характерна для «единичек» первых двух лет выпуска. А вот эмблема с надписью «Тольятти» может указывать и вовсе на сентябрь 1970 года как дату производства автомобиля

Оптика Carello характерна для «единичек» первых двух лет выпуска. А вот эмблема с надписью «Тольятти» может указывать и вовсе на сентябрь 1970 года как дату производства автомобиля

Оптика Carello характерна для «единичек» первых двух лет выпуска. А вот эмблема с надписью «Тольятти» может указывать и вовсе на сентябрь 1970 года как дату производства автомобиля

Фары Carello (слева) на сверхранних «трёшках» тоже были. Но и чехословацкая оптика PAL, если что, большинству машин этой модели тоже, что называется, «зайдёт»​

Отличия могут быть даже в цвете шильдика на крышке багажника!

https://www.kolesa.ru/article/antikvary-a-ne-starevshchiki-chto-takoe-restavratsiya-i-chem-ona-otlichaetsya-ot-remonta