Как правильно проверить уровень масла в АКПП (коробке автомат)
Компании-производители автомобилей все чаще комплектуют свою продукцию автоматическими коробками передач (АКПП).
Изначально это обусловлено комфортом для водителя: не приходится постоянно переключать скорости, что может быть довольно неудобно при езде по городу.
Коробка-автомат имеет довольно сложную конструкцию и стоит немало, поэтому правильный уход за агрегатом – гарантия его надежной работы.
Обслуживая АКПП самостоятельно, в первую очередь необходимо знать, как проверить масло в коробке автомат, чтобы получить точные данные. Но обо всем – подробнее.
Зачем нужно следить за уровнем масла
Считается, что масло необходимо для уменьшения трения между вращающимися и неподвижными деталями агрегата.
Это действительно так: недостаток ГСМ приводит к быстрому износу деталей и впоследствии их поломке.
Но смазывающая жидкость играет и еще несколько важных ролей – отводит ненужное тепло, осаждает грязь и продукты выработки, а также очищает элементы КПП.
Если масла недостаточно, то это грозит:
- быстрым износом дорогостоящего агрегата;
- загрязнением фрикционов, что ведет к заеданиям и нечеткой работе АКПП;
- повышением температуры, что ведет к увеличению объема деталей, сопровождающееся снижением их прочности.
В итоге проблемы и их количество будут только нарастать. Поэтому при первых же проявлениях неисправностей (нечеткое включение передач, самопроизвольное смена скоростей, шум в районе агрегата и т. п.), следует немедленно проверить уровень масла.
Если его количество в норме, то отправляйтесь на ближайшую СТО. Затягивание с ремонтом приведет к более высоким финансовым затратам.
Как правильно проверить уровень масла в АКПП
Перед началом процедуры прогрейте коробку до температуры +65С. Проще всего это сделать, проехав на авто 12-15 км.
А можно просто запустить двигатель и подождать, пока температура антифриза не достигнет 95 градусов (это можно определить по включившемуся вентилятору).
Далее переведите рычаг КПП в «паркинг» (P). Подавляющее число АКПП имеют щуп для проверки уровня масла, но есть и такие коробки, в которых он отсутствует.
Каждый из вариантов стоит рассмотреть отдельно.
Автомат со щупом
Перед тем, как начать проводить измерения, необходимо пройти несколько этапов:
- после того, как АКПП будет прогрета, установите авто на ровное место;
- рычаг автомата передвиньте в положение «Р» (двигатель при этом должен работать);
- найдите, где находится щуп (при необходимости взгляните в инструкцию).
Вынув измерительный элемент, вы увидите на нем пару отметок: Hot, Cold. По первой из них можно определить количество горячего масла в коробке – это более точный вариант измерения.
Вторая показывает уровень холодного материала. Чтобы получить более точную информацию, измерение нужно проводить 2-3 раза (соблюдая интервал примерно в 5-10 минут).
Если уровень доходит до Hot, то количество ГСМ в коробке нормальное. А если след масла между отметками, значит, жидкости недостаточно.
Коробка без щупа
Эти агрегаты рассчитаны на сервисное обслуживание в специализированных автоцентрах. АКПП имеют конструкцию, в которой предусмотрена пара отверстий: для залива и слива ГСМ.
Каким образом же определяется количество жидкости в коробке? Все просто: в сливной пробке вставлен ограничитель, имеющий вид длинной трубки.
Если в агрегат попадает лишнее количество масла, то оно стекает в поддон, т. е. перелив АКПП не грозит.
Иное дело, когда необходимо убедиться в достаточном количестве ГСМ.
Что нужно сделать?
- разогреть коробку, как указано выше;
- установить машину над смотровой ямой на ровной поверхности;
- при работающем двигателе поставить рычаг в «Р»;
- выкрутить пробку из поддона.
Если после всего указанного выше из отверстия польется масло, значит, его уровень достаточен. При отсутствии полном жидкости уровень необходимо восстановить.
Для этого через входное отверстие долейте масло (двигатель глушить не надо). Как только из поддона потекут первые капельки, прекратите заправку ГСМ.
После этого можно закручивать все отверстия: сливное и заливное.
Особенности определения уровня масла на некоторых марках авто
Каждый из производителей рекомендует проверять наличие смазывающей жидкости в соответствии со своими требованиями.
Необходимо понимать, как проверить уровень масла в коробке автомат у авто разных марок.
В этих авто вместо щупов есть специальные окна, обычно расположенные в районе днища.
Здесь также имеется смотровое окно.
На что нужно смотреть, проверяя масло
Вытащив щуп, взгляните на следы жидкости. Она должна быть прозрачной и не иметь ни малейших включений, частиц металла.
Если последние присутствуют, то это говорит о загрязнении фильтра, чрезмерном износе деталей или неработающем магните, который расположен на дне картера коробки.
Если вы видите, что налет на щупе имеет темный оттенок, то это свидетельствует о том, что ГСМ давно не меняли.
Присутствие такого же налета после заливки нового масла – признак серьезных проблем с цилиндро-поршневой группой.
И еще один момент – резкий, нехарактерный запах от щупа. Причина – в коробку залит некачественный материал, который нужно немедленно заменить.
Промывка АКПП
Ее рекомендуется проводить через каждые 50 тыс. км пробега, а если авто эксплуатируется в основном в городских условиях, то через 40-45 тыс. км.
Для промывки автоматической коробки нужен специальный аппарат, подключаемый к системе охлаждения АКПП.
Процедура идет через фильтр установки и под давлением насоса агрегата (двигатель должен быть запущен).
Как осуществляется промывка?
- Сначала подготовьте двойное количество масла (его объем указан в инструкции) и поставьте машину на смотровую яму или подъемник.
- Охлаждающие шланги нужно отсоединить от коробки и подключить к промывочной установке.
- Пустите двигатель, предварительно установив рычаг в положение «парковка» или «нейтраль», в зависимости от модели машины.
- Процедура промывки длится 10 минут, после чего заглушите двигатель.
- Снимите поддон КПП, тщательно очистите его и попутно замените масляный фильтр.
- Поставьте поддон на место, используя новую прокладку.
- Залейте новое масло до нужного уровня, запустите двигатель и установку для промывки. Жидкость должна пройти сквозь фильтр 5-6 раз.
- В ходе промывке через установку следите за прозрачностью масла: качество вливаемой жидкости должно соответствовать вливаемому.
Если количество масла меньше допустимого
Циркуляция трансмиссионной жидкости в коробке осуществляется благодаря работе специального насоса. Именно он гоняет масло по каналам.
Обеспечивая нужное давление, благодаря которому надежно функционируют небольшие узлы, детали и гидротрансформатор.
Если ГСМ меньше нормы, то насос начинает захватывать воздух, из-за чего жидкость вспенивается и сжимается. ГСМ неудовлетворительно «обслуживает» детали и плохо отводит тепло.
Итогом становится падение давления в агрегате, что приводит к перегреву коробки. Именно поэтому важно знать, как правильно проверить уровень масла в акпп.
Решение проблемы имеет небольшой нюанс: масло следует не добавлять, а полностью заменить.
Это связано с тем, что в недостаточном количестве ГСМ появляется много металлической стружки, с которой даже установленные в поддоне магниты не справляются.
Если масла больше уровня
В этом случае также нет ничего хорошего. Результаты будут примерно такими же, что и при недостатке ГСМ.
При переизбытке жидкости последняя при работе на высоких оборотах начинает активно увеличиваться в объеме и постепенно вытекать через сапун.
В итоге масла в коробке остается меньше нужного количества. Решить подобную проблему несложно.
Нужно дать машине немного постоять, чтобы масло перестало вспениваться. Потом откачать лишнюю жидкость.
И напоследок, краткое видео о том, как правильно проверить уровень масла в четырехступенчатой коробке-автомат в автомобилях марок Hyundai, Mitsubishi, Kia.