Роботизированная коробка передач — как работает, как пользоваться коробкой «робот», плюсы и минусы РКП

Роботизированная коробка передач — как работает, как пользоваться коробкой «робот», плюсы и минусы РКП

Роботизированная коробка передач — как работает, как пользоваться коробкой «робот», плюсы и минусы РКП

Роботизированная коробка передач

Для большинства автолюбителей «коробка-робот» — та же автоматика. Для передвижения вперед, как и на автомате, удерживают тормоз и переключают режим «D», после чего убирают ногу с тормоза и автомобиль сам поедет. Чтобы разогнаться побыстрее, выжимают акселератор. Многие и не задумываются, что «робот» имеет кардинальное отличие в конструкции, поэтому особенности эксплуатации будут иные.

Что означает «робот» в автомобиле?

Трансмиссия типа «робот» на сегодня наиболее современный тип среди прочих автоматических аналогов. Разрабатывалась давно, однако успешно реализовать концепцию и внедрить агрегат в производство получилось только в последних десятилетиях.

Что же означает современное понятие коробка передач «робот» ? Фактически вы имеете механическую трансмиссию, в которой передачи переключает не водитель, а электроника. Процесс переключения скоростей в коробке роботизированный (автоматический).

Зачем нужен в машине «робот»?

Казалось бы, зачем ездить на «роботе», когда существует проверенная «механика», для почитателей драйва, и проверенные «автоматы», тем кто любит комфорт. Зачем изобретать навороченную автоматизацию со своими капризами ?

Изначально АКПП с одним диском сцепления привлекали инженеров дешевизной и простотой производства. Эта трансмиссия казалась идеальным решением для оснащения недорогих потребительских машин. Однако, наличие минусов оттолкнуло от автоматики тех, для кого она разрабатывалась – простых автолюбителей.

В конструкции РКПП имеется два диска сцепления, срабатывают передачи расторопнее, чем в привычных всем АКПП, роботы не уступают им в комфортности езды. Даже с блоком механоавтоматики и двойным сцеплением эти котробки получаются дешевле по стоимости производства, чем «автоматы». Кроме этого, роботизированные коробки лишены фрикционных муфт и планетарных передач, что упрощает конструкцию.

Не тратится энергия и время на перемешивание и фильтрацию смазки внутри гидротрансформатора, за счет этого роботизированный автомобиль тратит меньше горючего и разгоняется быстрее. Преимущества роботов оказались настолько убедительными, что вслед за Фольксваген и Ауди, ими стали оснащать свои машины и прочие концерны.

Например, гигант по производству трансмиссий Getrag стал выпускать роботов TC-SST и 7G-DCT, применяемых на Форд, Мерседес, БМВ. Концерн Порше выпустил свой вариант трансмиссии PDK. Сегодня на роботов с двойными сцеплениями стали переходить и Киа – Хендаи и ведущие китайские бренды.

Пока первые коробки РКПП проходили обкатку, поломки были частым явлением, агрегаты приходилось менять задолго до завершения гарантийных сроков. После завершения гарантии, они становились головной болью владельцев, постоянно вытягивая деньги на дорогие ремонты. Сегодня это одна из наиболее надежных трансмиссий.

Как работает коробка передач «робот»?

Чтобы понять преимущества работы роботизированной КПП, напомним как работает обычная механика:

  • Чтобы переключить передачу водитель обязан предварительно выжать педаль сцепления, разомкнув связь между мотором и коробкой;
  • После этого, рычагом коробки переключить муфту синхронизатора, которая блокирует шестерню необходимой передачи;
  • После отпускания педали сцепления вращение передается с нужным коэффициентом через зафиксированную шестерню, оттуда к колесам;
  • Автомобиль, в зависимости от передаточного числа оборотов двигается быстрее или медленнее;
  • Чтобы уменьшить длину коробки, вторичный вал разделяют на два, распределив передаточные шестерни между ними;

Принцип работы механической коробки КПП типа «робот» на автомобиле совпадает с механикой, есть только небольшие отличия:

  • Работой сцепления и переключением нужной передачи в роботизированной трансмиссии занимаются актуаторы (сервоприводы);
  • Сервопривод представляет собой электрический моторчик с редуктором и движущим механизмом. Бывают актуаторы гидравлического типа;
  • Их работу контролирует блок электроники;
  • Получив команду, главный сервопривод отключает сцепление, после этого активируется другой сервопривод, переключающий необходимую передачу;
  • После этого, главный привод включает сцепление;
Читать статью  Виды полноприводных трансмиссий легковых автомобилей

Поэтому педаль для выключения сцепления в салоне отсутствует, электроника коробки выполняет необходимые действия, как только получит команду. Сигнал о переключении передачи подаются компьютером машины, который учитывает обороты мотора и данные от всех прочих датчиков и систем. Вот что означает трансмиссия «робот» — у водителя освободилась левая нога и правая рука, что облегчает управление.

Роботизированная коробка передач

Чем отличается «робот» от автомата в машине?

Подразделяются роботизированные трансмиссии на две разновидности – имеющие один диск сцепления и два (так называемые преселективные). Каждый тип имеет свои преимущества и слабые стороны. Это не значит, что «робот» в эксплуатации хуже автомата. Рассмотрим вариант с одним сцеплением:

  1. РКПП, оснащенные одним сцеплением проще в конструкции и дешевле в производстве, так как их устройство основано на базе универсальных деталей от механического аналога. Авто становится двух педальным, благодаря прибавлению пары сервоприводов и блока управления;
  2. Существенным минусом однодискового прототипа становится потеря мощности при переключении передач, выключение сцепления дает ощутимый провал на секунду. Это заметно отражается на динамике разгона машины. Автоматика до сих пор не способна переключаться так же быстро и мягко, как это делают опытные водители. Поэтому, происходят ощутимые толки либо запаздывания трансмиссии;
  3. Двигаться с места автомобиль тоже начинает не сразу. Автоматике необходимо удостовериться, что тормоза отпущены, только потом происходит включение сцепления. Во время подобной паузы, автомобиль может покатиться под уклон, если не остановить движение ручным тормозом;
  4. Разумеется, однодисковые РКПП возможно перенастроить на быстрое переключение передач и включение сцепления, что и сделали некоторые производители. Однако, рывков и щелчков при работе коробки избежать не удалось. Кроме того, от ускорения снизился ресурс, поэтому однодисковая трансмиссия стала вымирающей разновидностью;

Рассмотрим подробно преселективные (двухдисковые) роботизированные трансмиссии:

  • Эта разновидность не имеет потерь мощности, толчков или щелчков при переключении скоростей. Фактически это две коробки с четным и нечетным набором шестерен и каждая имеет свой диск сцепления;
  • Пока одна коробка работает, передавая вращение к ходовой, вторая уже переключила следующую передачу и ждет, с разомкнутым сцеплением своей очереди;
  • При получении команды, происходит мягкий и быстрый переход размыканием одного сцепления и включением второго;
  • Освободившийся вал уже готовится включить новую передачу;

Придумана такая трансмиссия была еще в 80-х годах прошлого столетия, в те времена внедрить ее получилось лишь на гоночных машинах Порше. Лишь 20 лет спустя роботы с двойным сцеплением стали получать распространение. Первым начал производство концерн VAG, выпустивший знаменитую роботизированную модель DSG. Сегодня похожими трансмиссиями обзавелись все крупные бренды мира.

Роботизированная коробка передач

Что может сломаться в РКП?

Есть слабые места у любой трансмиссии, и «роботы» исключением не являются. Важно понять какие минусы имеет автомат-робот, до того как приобрел машину с такой трансмиссией. После приобретения, зная слабые места, можно продлить сроки эксплуатации:

  1. Наиболее всех пугающий, а на самом деле совершенно безобидный симптом выхода из строя мозгов проявляется так — электроника не распознает расположение селектора и не реагируют на него. Могут не позволять включение режима «R» либо «D». Иногда электроника не позволяет завести мотор автомобиля. В такой «защитный режим» робот может перейти после перегрева, либо при сбоях работы датчиков. Возникают подобные проблемы от сильного перегрева и после этого такие становятся регулярными;
  2. Однодисковый вариант имеет простую конструкцию, но малый ресурс сцепления. Сама трансмиссия прослужит долго, зато сцепление изнашивается через 20-30 тысяч пробега, это слишком мало даже для механического аналога. Нередко отказывает главный сервопривод, тратящий силы на постоянное размыкание сцепления.
  3. Наиболее уязвимым местом двух дисковых вариантов сухого типа стало сцепление. Износ накладок происходит слишком быстро. Диски, исправно работающие с механикой, не выдерживают частых и быстрых переключений у роботов. Это вызывает износ накладок и деформацию металла. Применяются сухие сцепления только если нагрузка на РКПП минимальная.
  4. Для мощных моторов и тяжеленных автомобилей применяются сцепления, диски которых работают в специальной смазке, охлаждающей поверхности;
  5. Ресурс сухих дисков для перселективной конструкции составляет 60-70 тысяч пробега, мокрые способны прослужит вдвое больше, однако замена и обслуживание мокрых сцеплений выходят дороже. Верным симптомом износа сцеплений РКПП являются толчки, возникающие при смене передач и вибрации при движении с места;
  6. Для плавного переключения коробки, чтобы продлить ресурс шестерней и сцепления, необходима слаженная работа управления переключением передач. Когда электроника не имеет точной настройки, команды исполняются медленно и грубо, в результате происходит саморазрушение робота;
  7. Блок электромеханики, обеспечивающий переключение скоростей, является самой капризной деталью роботизированной КПП. Он совмещает работу электронных и механических составляющих, гидроприводов или сервоприводов. Выдерживает давление рабочей жидкости в сцеплении, которая сильно отличается от масла внутри коробки. Постоянно подстраивается под меняющиеся условия передвижения, смену режимов и постепенный износ дисков.
  8. Неизбежно постепенное засорение каналов для смазки, появление потеков, трещин корпуса, сбои в работе приводов;
  9. Наиболее редкими, но самыми дорогостоящими неполадками становятся поломки механических деталей. Износ шестерен, валов, переключающих вилок, подшипников и других элементов. Выражаются такие поломки шумом, задержками при смене передач, исправляется ремонтом, либо заменой коробки;

Однако, не нужно унывать, все не настолько плохо. Инженеры продолжают усовершенствовать роботов, повышая их надежность и долговечность. Сегодня, при правильных условиях эксплуатации, конструкция с сухими сцеплениями без ремонта и замены способна выдержать 150-200 км.

Как пользоваться роботизированной коробкой передач?

Подробная инструкция как управлять коробкой «роботом» в автомобиле будет похожа на инструкцию к автомату:

  • Передвигаться на машине с роботом рекомендуется по дорогам хорошего качества, имеющим прочное и равномерное покрытие;
  • При движении по бездорожью или снегу, рекомендуется перевести трансмиссию в режим ручного управление, если это возможно. Постоянно кататься по бездорожью эксперты не рекомендуют;
  • Педаль акселератора следует выжимать плавно, следя за оборотами двигателя. Нельзя допускать резких ускорений рывками;
  • При отсутствии в автомобиле систем, осуществляющих помощь при подъеме в горку, следует пользоваться ручником;
  • При возникновении пробок или остановке у светофора, пользоваться нейтральным положением коробки;
  • При включении парковочного режима, сначала переключаются на «нейтралку», после этого следует задействовать ручник, заглушить движок, отпустить тормозящую педаль и включить режим парковка;
  • Рекомендуется при каждом ТО выполнять настройку электроники робота. Согласно правилам производителей, выполняется процедура после 10-15 тысяч пробега. Корректировка нужна по причине постепенного износа накладок на дисках в сцеплении;
  • В холодное время года ездить на непрогретом автомобиле запрещено. Прогревают мотор и трансмиссию до рабочих температур, только после этого можно ехать. Это снижает нагрузку на роботизированную трансмиссию;
  • Не рекомендуется буксовать, буксировать другой транспорт или прицепы, все это перегружает РКПП и может привести к поломке;
  • В случае неполадок с роботом, вызывается эвакуатор, это правило предписано в руководстве к автомобилю;
Читать статью  Всё о вариаторах (CVT): чем отличаются, как работают, как эксплуатировать? Насколько надежны и экономичны? Стоит ли вообще брать автомобиль с вариатором?

Чтобы понять, как правильно пользоваться коробкой «робот», рассмотрим основные режимы переключения рычага:

  • Нейтралка — положение «N». Нужен при остановке машины, с работающим двигателем. Из этого положения происходит движение машины с места;
  • Позиции «D», « E/M» и « A/M» — нужны при передвижении. После включения выбранного положения следует отпустить тормоза, переставит ногу на акселератор и плавно давить. Далее переключение передач будет автоматическое, как при ускорении, так и при торможении;
  • Позиция «M» — означает переход на управление вручную. Рекомендовано для поездок через бездорожье, снег, песок. Переключать передачи водитель должен сам, используя переключатели под рулем либо рычаг селектора, в зависимости от устройства управления в машине. Переключать надо как на механике, по очереди и на одну ступень за раз;
  • Положение для заднего хода обозначено как «R». В этой позиции коробки, автомобиль будет передвигаться только назад;
  • Некоторые модели могут иметь зимний и спортивный положения, которые обозначены соответственно;

Роботизированная коробка передач

Обслуживание РКП

Всем владельцам машин с «роботом», следует знать пять главных правил обслуживания:

  1. При каждом ТО диагностировать управляющий блок. Большинство капризов роботизированных КПП лечится обновлением или перепрошивкой ПО. Эти дополнения производители выпускают до сих пор. Мозг сохраняет информацию про все перебои в работе и требует адаптации к износу накладок «сухого» сцепления. Важно не упускать тревожных признаков и быстро устранять отклонения в работе;
  2. Особый уход требуется блоку электроники. Его следует содержать чистым, устранять потеки и их причину. Загрязнение приводит к перебоям в работе, утечка смазки – к перегреву;
  3. Следует регулярно менять фильтры смазки в сроки, указанные производителем. Использовать только фирменные оригинальные фильтры. Применение промытых фильтров на худой конец, когда заменить нечем, губительно для трансмиссии. Чистота смазки для такой трансмиссии залог продолжительности службы;
  4. Смазку внутри механической части рекомендуется заменять чаще, чем рекомендовано производителем. Выполняется смена исключительно в фирменных сервисах. Смена смазки внутри мокрого сцепления самостоятельно, не позволяет удалить стружку и прочие продукты постепенного износа дисков, они останутся и будут дальше нарушать работу агрегата;
  5. Следует быть внимательным к «слабым» элементам робота. Каждая модель имеет свои характерные проблемы. Некоторые РКПП страдают протечками смазки через сальники, при этом сухие диски быстро разрушаются. Другие имеют слабые вилки перемены передач, у третьих возникают неполадки с насосом масла. Внимательный хозяин робота не допускает развития проблемы, разбираясь с ней при появлении первых признаков;
Читать статью  Трансмиссия что в нее входит в автомобиле

Чем плоха коробка «робот»?

Недостатки имеют все трансмиссии:

  • В движении могут появляться рывки, толчки, подергивание автомобиля. Эти недостатки имели первые варианты, в современных моделях их устранили;
  • Роботизированная машина не всегда сможет затормозить быстро или резко ускориться, этому могут помешать настройки электроники;
  • Чтобы робот работал полноценно, необходим мощный двигатель;
  • Машина с роботом начинает откатываться назад, при подъеме в горку, если при этом не пользоваться ручником. Однако, автомобили, которые оснащены специальной системой, помогающей на подъемах, не имеют такую проблему;
  • Прошивка блока управления возможна не всегда и не в каждом центре обслуживания автомобилей;
  • Трудные городские условия (пробки) снижают срок службы трансмиссии такого типа;

Плюсы роботизированной коробки передач

Любой агрегат имеет свои преимущества:

  • Разгон автомобиля происходит быстрее, чем с любой иной трансмиссией;
  • Топлива расходуется меньше, чем с механикой;
  • Износ сцепления происходит медленнее, чем у механики. Но это в основном модели с мокрым сцеплением;
  • Бережная и плавная смена передач, доступная не всякому водителю с механической КПП;
  • По сравнению с ремонтом АКПП, ремонт робота обходится дешевле;

Выводы

Управление машиной с роботом простое и комфортное, как и с автоматом. Современные роботизированные коробки не уступают другим по комфортности и надежности, прослужат долго, при наличии ухода и качественного обслуживания. Не стоит их бояться, большинство проблем и недостатков осталось в прошлом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вам также может быть интересно

Коробка передач DSG

Современные автомобили оснащаются разными типами КПП. ДСГ коробка это современный вариант объединения лучших качеств

https://mojcar.ru/ustrojstva-avtomobilya/transmissiya/robotizirovannaya-korobka-peredach.html