Как изменился авторынок России в 2023 году
Упав после введения санкций до минимумов в новейшей истории, российский автомобильный рынок вошел в фазу бурного роста. Место европейских, японских и американских автомобильных брендов занимают марки из Китая
Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС
Российский авторынок сильно ускоряется. По данным «Автостата», по итогам августа 2023 года в России было продано 109,7 тыс. новых легковых машин, что в 2,6 раза больше, чем в том же месяце прошлого года. А за период январь–август в стране было реализовано 606,9 тыс. автомобилей, что на 41% больше, чем за первые восемь месяцев 2022 года.
И если в начале года среди участников рынка преобладали сдержанные прогнозы о том, что по итогам 2023-го автобизнес в России едва сможет достигнуть показатель в 700 — 800 тыс. реализованных машин, то сейчас, как прогнозирует «Автостат», к концу года вполне может быть реализовано более 1 млн автомобилей, то есть рост по сравнению с 2022 годом составит около 45%.
Рост цен на автомобили и низкий спрос
Безусловно, текущий скачок продаж автомобилей в России в первую очередь связан с низкой базой прошлого года. По итогам 2022 года авторынок рухнул до минимальных значений в новейшей истории: в стране было реализовано 687 тыс. легковых автомобилей (падение по сравнению с 2021 годом составило 59%).
Для сравнения, за последние 15 лет продажи новых автомобилей в России не опускались ниже отметки в 1,5 млн единиц, а в рекордном для отрасли 2012 году продажи составили 2,93 млн машин. Так что даже при самых оптимистичных сценариях, по итогам текущего года продажи автомобилей в России в любом случае будут серьезно отставать от того, что было раньше.
Главный сдерживающий фактор развития российского авторынка сейчас — это продолжающийся рост цен. По данным «Автостата», розничная стоимость машин в текущем году достигла небывалых значений: в сентябре средняя цена новой легковой машины превысила отметку в 2,7 млн руб. Для сравнения, два с половиной года назад, по итогам 2020 года, средний показатель составлял менее 1,68 млн руб. А в 2015 году машины в среднем продавались по 1,19 млн руб.
При этом цены продолжают двигаться вверх: по оценкам «Автостата», за последний месяц на российском рынке более 15 автомобильных брендов подняли стоимость на свои марки.
Статистика продаж китайских брендов в России
Санкционный занавес резко развернул отечественный авторынок, как и многие другие сферы российскиой экономики, в восточном направлении. До 2022 года китайские автомобильные бренды в России держались в тени: например, в 2020 году их доля на рынке легковых авто составляла менее 4%, в 2021 — менее 7%.
Однако в последние месяцы автопроизводители из КНР заняли уже свыше половины рынка — их доля оценивается «Автостатом» в 52%. Российским же брендам за январь—август досталась доля в 31%. Остальные 17% делят между собой продажи американских, европейских, японских, корейских машин, поставляемых по схемам параллельного импорта.
Еще в конце прошлого года китайцы вели на российском авторынке себя достаточно осторожно, опасаясь вторичных западных санкций, которые теоретически могли болезненно отразиться на китайском автопроме, все еще тесно сотрудничающим с ведущими мировыми автоконцернами. Но страны Запада пока не предпринимают внятных ограничительных мер в отношении работающих в России китайских автомобильных компаний, которые ведут себя на российском авторынке все более активно. В 2023 году официально продающийся в РФ модельный ряд китайских машин заметно расширяется. Например, летом под своим брендом в России начала продавать новый седан и пикап компания Dongfeng, а бренд Changan расширил свою линейку автомобилей в России до 15 моделей. Появляются и новые марки: например, кроссоверы начал продавать бренд Jetour, активизировалась компания Livan (бывшая Lifan). Премиальный сегмент штурмует китайская марка Hongqi («Красное знамя», подразделение корпорации FAW).
Лидер российского автопрома «АвтоВАЗ» старается достойно сопротивляться нашествию китайской продукции: в августе были продемонстрированы лучшие показатели продаж автомобилей Lada с весны прошлого года. В последний месяц лета отечественный автоконцерн продал 28,7 тыс. автомобилей, что на 80% больше, чем за тот же месяц прошлого года. А по итогам первых восьми месяцев года продажи в 190,6 тыс. машин Lada почти вдвое превышают результаты аналогичного периода прошлого года.
Пока «АвтоВАЗу» удается господствовать в нижнем ценовом сегменте рынка: большинство машин Lada сейчас предлагается по цене в районе 1 млн руб., в то время как средняя цена китайского автомобиля стартует от 2 млн руб. Более двух третей продаж Lada приходится на не очень технологичную, но зато доступную модель Granta. Впрочем, одновременно ускоряются продажи и несколько более современной Lada Vesta. Одновременно в салонах остаются пусть и достаточно устаревшие, но все еще востребованные внедорожники Lada Niva Legend и Niva Travel. Руководство «АвтоВАЗа» заявляет, что в текущем году они планируют продать порядка 400 тыс. машин, то есть удерживать более одной трети авторынка.
Перспективы локализации китайских автомобилей
Участники рынка говорят, что китайские автомобили вполне заслуженно пользуются возрастающим вниманием потребителей в России.
Автопром КНР сейчас находится на подъеме: по итогам прошлого года в стране было выпущено более 27 млн легковых машин, из них 3,1 млн были отправлено на экспорт (рост на 54% к предыдущему году). «Китайские автомобили сегодня ничем не уступают тем же корейцам или европейцам, — убежден Ренат Тюктеев, заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей автодилера «Авилон». – В целом ситуация с китайскими автомобилями сегодня напоминает картину, сложившуюся десять лет назад с корейскими брендами — им когда-то тоже на старте не доверяли, однако рынок быстро расставил все по местам».
Ключевой вопрос дальнейшего усиления китайских позиций на авторынке России — насколько быстро китайские компании будут приходит в Россию с локализацией своего производства. «Интерес со стороны китайских производителей в локализации производств достаточно высокий. Они видят потенциал российского рынка и хотят на нем закрепиться, а локализация позволит сократить себестоимость автомобилей и, как результат, снизить цену для конечных потребителей и нарастить продажи, — продолжает Ренат Тюктеев. — Но любое открытие локального производства требует массу времени на проработку. Вспомните, с какой скоростью открывали свои заводы Volkswagen и Mercedes-Benz, решение зрело годами. Но наши партнеры с Востока очень энергичные и продуктивные бизнесмены, так что я уверен, что они эту дистанцию пройдут максимально быстро».
Напомним, что до сих пор из китайских брендов единственное собственное масштабное производство в России имеет компания Great Wall — завод под Тулой был запущен в середине 2019 года. При этом число совместных проектов растет. Сотрудничество с китайскими партнерами развивают такие российские автомобильные предприятие, как «Автотор» в Калининграде, «Соллерс Авто» в Татарстане, столичный «Москвич», «Моторинвест» в Липецке, а также «АвтоВАЗ», который до конца года обещает вывести на рынок под брендом Lada перелицованные китайские кроссоверы.
«Пока для локализации производства китайских авто в России есть ряд препятствий, — комментирует перспективы дальнейшее развитие китайских автозаводов в РФ Елена Ленских, руководитель отдела развития дилерской сети Ixen Motors Rus. — Одно из них — необходимый достаточный ежегодный уровень продаж автомобилей. Спрос на продукцию должен оправдывать затраты, которые будут потрачены на организацию производства. Иначе машины будет выгоднее привозить на территорию страны уже в собранном виде».
Важно сделать так, чтобы новые партнерства с китайскими компаниями организовывались в России на условиях передачи технологий, чтобы в стране развивалась собственная инженерная школа, отмечают представители отрасли. При этом даже в случае гипотетического ослабления санкций западным компаниям уже будет не так просто вернуться на российский автомобильный рынок. «Китайские производители уже достаточно прочно укрепились на российском авторынке, — отмечает Денис Мигаль, основатель автомобильного маркетплейса Fresh. — За счет технологичного скачка они за несколько лет повысили качество своей продукции. Широкая дилерская сеть, постоянное обновление ассортимента, большой срок гарантии и отсутствие проблем с поставкой комплектующих — основные «якоря», которые будут удерживать китайские автоконцерны на нашем рынке». Эксперт отмечает, что если европейские и японские бренды захотят вернуться в Россию, им придется вновь демонстрировать свои конкурентные преимущества, а учитывая, что китайские автомобили при возросшем качестве нередко имеют более богатую базовую комплектацию, это будет непросто.
Продажи новых легковых авто в России, тыс. шт.
https://www.rbc.ru/industries/news/6526c0349a7947040b60ee18