Тормоза на велосипед: разновидности, марки, выбор, установка
Тормоз является незаменимой частью в каждом велосипеде – качественная тормозная система позволяет остановить движение в самых критических ситуациях и даже спасти жизнь велосипедисту. Из этой статьи вы узнаете, какие существуют разновидности и марки велосипедных тормозов, а также ознакомитесь с тонкостями их выбора и установки.
Виды и их устройство
Все разновидности велосипедных тормозов подразделяются на несколько групп с самостоятельными видами.
В зависимости от принципа работы тормозные системы бывают ободные, дисковые, барабанные, роллерные, стремянные и ленточные.
Ниже будет описан принцип работы и устройство каждого из этих видов.
Ободные
К тормозам ободного типа относятся модели с колодками, которые при торможении сдавливают с обеих сторон обод велосипедного колеса. Давление колодок на обод приводит к трению, что в зависимости от силы давления обеспечивает плавное или резкое торможение. Команда к тормозным колодкам от руля передается с помощью специальных тросиков или гидравлических линий.
Сегодня это самая распространенная разновидность велосипедных тормозов – ее можно успешно использовать как на шоссейных, так и на горных велосипедах любого уровня.
Ободные тормоза включают в себя несколько самостоятельных разновидностей, которые отличаются типом крепления, формой колодок и используются в разных типах велосипедов.
Механические ободные тормоза включают несколько разновидностей.
- Векторные или V-brake – сегодня такие тормоза считаются очень популярными. Представляют собой крепление рычагов и колодок в виде буквы V.
- Клещевые (некоторые называют их «крабиками») – эти тормоза использовались еще в СССР, сегодня выпускаются довольно редко и устанавливаются преимущественно на передних колесах шоссейных велосипедов. Характеризуются креплением рычагов и колодок в виде буквы U.
- Кантилеверные. Тормоза этого типа считаются предшественниками V-brake и сегодня устанавливаются только на циклокроссовые велосипеды. Несмотря на устаревшую технологию, по эффективности ничуть не хуже других ободных тормозов, однако нуждаются в точной настройке.
Устройство гидравлических ободных тормозов отличается от механических наличием специальных гидролиний, по которым жидкость от ручки велосипеда усилием передается в тормоз, что приводит к торможению.
У ободных тормозов есть как преимущества, так и недостатки.
Начнем с плюсов.
- Приемлемый ценовой сегмент и просто огромный выбор для самых разных велосипедов.
- Во время торможения всю нагрузку принимает на себя именно обод, при этом колесо или втулка не повреждаются. В перспективе это увеличивает продолжительность использования велосипеда.
- При таком торможении обод нагревается намного меньше, чем втулка в тех же дисковых тормозах – все из-за большей площади. Это страхует обод велосипеда от деформаций.
- Для установки таких тормозов не нужно быть экспертом – подтянуть и зажать тросики сможет практически каждый в любых условиях (главное, чтобы были ключи).
- Ободные модели всегда очень легкие и практически не ощущаются. Некоторые тормозные системы, например, дисковые, способны значительно увеличить вес велосипеда, что может сильно сказаться на скорости велосипеда и удобстве его использования.
Минусы тоже наблюдаются.
- Во время езды по грязной и мокрой дороге эффективность ободного тормоза сильно понижается, что может привести к опасным для жизни последствиям. Некоторые спортсмены специально делают на колодках засечки для отвода влаги во время передвижения в дождливую погоду.
- Если колодки установлены неправильно, слишком повернуты или пережаты, то они будут постоянно притормаживать колесо, задевая обод.
- Примерно раз в полгода, в зависимости от интенсивности езды на велосипеде, тормозные колодки должны заменяться (стираются в местах трения). Та же ситуация может касаться обода колеса, однако заменять обод нужно будет не чаще 1 раза в 2 года.
- Некоторые тормоза V-brake могут со временем деформировать перья или раму колеса. Чтобы избежать этого, велосипедисты покупают специальные усилители рамы в виде дуг.
Дисковые
Конструкция дискового тормоза включает в себя стальной диск, расположенный на втулке переднего или заднего колеса (обычно слева), и само тормозное устройство, которое при подаче сигнала тросиком от руля сжимает стальной диск и замедляет само колесо.
Эти тормоза также включают в себя несколько самостоятельных разновидностей.
- Механические. Торможение через усилие, которое передается по стандартным тросикам.
- Гидравлическое. Вместо тросиков используют гидролинии, подающие жидкость от руля к калиперу.
- Комбинированные. Представляют собой устройства из стандартных тросиков, но с гидравлическим калипером.
У таких агрегатов также есть свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсов довольно много.
- В отличие от ободных тормозов дисковые расположены посередине колеса и намного меньше загрязняются во время езды.
- Считается, что дисковые тормоза позволяют более тонко регулировать скорость средства передвижения – некоторые велосипедисты называют это улучшенной модуляцией.
- Главной сложностью при езде на неровных дорогах являются именно «восьмерки» – ситуации, когда обод колеса чуть изогнут в некоторых местах и не едет совсем прямо. Это может быть проблемой при использовании ободных моделей, однако дисковые тормоза работают напрямую со втулкой и не теряют от этого эффективности.
- При использовании дисковых тормозов изнашиванию подлежит только система самого тормоза – обод, втулка или само колесо при этом никак не страдают.
Но есть и минусы у таких конструкций.
- Торможение с помощью дискового тормоза оказывает довольно сильную нагрузку на спицы в велосипедном колесе, на втулку, которая принимает на себя все давление, а также на вилку самого колеса, которая эту втулку удерживает.
- Устройство дисковых тормозов значительно сложнее, чем у других. Здесь намного больше элементов, которые могут сломаться, и их сложно будет восстановить в полевых условиях. Самые частые проблемы: изгиб диска от падения велосипеда, внутренняя поломка калипера. Особенно тяжело будет настроить гидравлические дисковые тормоза – без спецоборудования по закачке жидкости тут не обойтись.
- Почти все дисковые тормоза очень много весят – все из-за прочных и тяжелых материалов, из которых сделан тормозной диск.
- Обычно такие модели намного дороже тех же ободных аналогов.
- Попадание маслянистых веществ на диск значительно уменьшает тормозное усилие.
- Калипер дискового тормоза в некоторых моделях может помешать в установке того же багажника.
Барабанные
Устройство такого тормоза выглядит следующим образом: сама тормозная система находится прямо в задней втулке колеса.
Конструкция втулки является барабаном, внутри которого также расположены колодки.
При подаче сигнала от тросиков колодки распираются внутри втулки и зажимают движение тормозного барабана.
На данный момент существует всего 2 вида таких тормозов.
- Тормозные барабанные конструкции с ручным приводом, где тормозное усилие поставляется через стандартные тросики. Сегодня практически не используются из-за огромного веса, габаритности и сложности самостоятельной настройки.
- Системы на ножном приводе – здесь торможение срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Обычно такой тип торможения используется в простых моделях велосипедов с одной передачей.
Барабанные модели сегодня считаются не самым популярным выбором в профессиональном велосипедном спорте, так как минусов у них гораздо больше, чем плюсов.
Плюсы:
- устройство барабанных тормозов требует определенных знаний для правильной установки, однако настолько редко ломается, что эта установка почти никогда не требуется;
- таким тормозным системам без разницы, идет на улице дождь или снег – никакие погодные условия не влияют на их работу;
- эти модели не влияют на обод колеса и не будут конфликтовать с «восьмерками».
Перечислим и минусы.
- Такие тормозные системы могут быть установлены только в 1-скоростных велосипедах. Их невозможно совместить со стандартным переключателем скоростей.
- Эффективность и последовательность торможения в таких велосипедах под серьезным вопросом. С помощью этих тормозов вы не сможете затормозить быстро, что может быть фатально.
- Как уже было сказано, такие системы очень много весят. Это не позволяет их устанавливать на тех же шоссейных велосипедах.
- Возможна деформация барабана во втулке при длительном торможении, к примеру, при долгом съезде с горки.
- Если цепь в велосипедах с таким тормозом спадет – вы не сможете никак затормозить.
- Эти тормозные системы могут быть установлены только на заднее колесо, для переднего при этом необходим отдельный тормоз.
- Такой тип торможения оказывает огромную нагрузку на заднюю втулку и колесные спицы.
Роллерные
Неопытные велосипедисты часто путают эту разновидность с барабанной, и для этого есть свои причины – эти тормозные системы, действительно, очень похожи внешне, однако иначе устроены с точки зрения принципа работы.
В отличие от барабанного тормоза в роллерных моделях присутствует специальный рычаг-эксцентрик, который вращается и упирается своими выступами в ролики.
Те, в свою очередь, не вращаются, но давят на тормозные колодки, которые распирают и надавливают на тормозной барабан, затормаживая его вращение. Разница между барабанным тормозом также состоит в том, что роллерный работает на смазке, которая способствует сохранению колодок и барабана на более длительный срок.
Такое название тормоза этого типа получили как раз из-за того, что именно ролики используются для передачи усилия на тормозные колодки.
Эти тормоза обладают практически теми же плюсами, что и барабанные, однако считаются более мощными и тонкими с точки зрения настройки силы торможения.
Среди недостатков можно выделить большой вес, очень высокие цены на модели и сложность ручной установки/настройки в полевых условиях.
Стремянные
Сегодня такие агрегаты практически нигде не используются – вы не встретите их в профессиональных шоссейных или трюковых велосипедах. Еще до 50-х годов XX века эти тормоза были установлены на множестве советских, индийских и китайских велосипедов, однако с течением времени и с разработкой барабанных и других тормозных систем надобность в стремянных тормозах полностью отпала.
Устройство таких тормозов выглядит следующим образом: тормозная колодка, которая крепится к вилке одной из сторон, с помощью тормозного усилия от руля (через тросики) трется прямо о протектор колеса.
В числе минусов этих тормозов можно выделить постепенное стирание резины на колесах (а сюда подходили только сликовые покрышки), большой вес, а также невозможность использования на грязных дорогах.
Ленточные
Этот тип тормозов считается одним из самых старых – его начали использовать еще в конце XIX века. Принцип работы такой системы: на стандартном тормозном барабане располагается прочная лента, которая натягивается через тросик и замедляет вращение барабана по оси.
Для установки таких тормозов требуются специальные втулки, кроме того, их сложно настроить без мастера. Несмотря на эти недостатки, такие модели активно выпускаются и по сегодняшний день.
Обзор производителей
Среди производителей, которые создают лучшие велосипедные тормоза, можно выделить следующие фирмы:
Tektro
Недорогие и качественные дисковые и ободные тормоза;
Shimano
Всемирно известная фирма, занимается созданием всех типов тормозов и других аксессуаров для профессионального велосипедного спорта;
https://vplate.ru/velosiped/tormoza/