Как проверить уровень масла в коробке автомат: способы
Проверка уровня масла в автоматической коробке передач — важная процедура, от которой зависит срок службы дорогостоящего агрегата. Но не каждый автовладелец знает, как ее правильно выполнить. Читайте нашу статью, чтобы раз и навсегда разобраться в этом нехитром, но важном вопросе.
Назначение масла в АКПП и сроки его замены
Масло в автоматической коробке передач выполняет несколько важных функций. Во-первых, оно передает гидравлическое давление на различные элементы трансмиссии, обеспечивая переключение передач. Во-вторых, масло осуществляет смазку подвижных деталей АКПП, предотвращая их износ. Кроме того, трансмиссионная жидкость охлаждает и очищает внутренние компоненты коробки.
Из-за воздействия высоких температур и механических нагрузок масло в АКПП постепенно теряет свои свойства. В его составе накапливаются продукты окисления и износа деталей в виде металлических частиц. Поэтому, чтобы поддерживать нормальную работу автомата, масло необходимо периодически заменять.
Средний интервал замены трансмиссионной жидкости в АКПП составляет 60-70 тысяч километров пробега. Однако в некоторых случаях этот срок может сокращаться:
- При интенсивной езде в городских условиях;
- При частых поездках на короткие расстояния;
- При буксировке прицепа;
- При эксплуатации в жарком климате.
Помимо полной замены, не менее важно поддерживать необходимый уровень масла в АКПП между ТО. Для этого нужно регулярно его проверять.
Признаки нехватки или избытка масла в АКПП
Как проверить масло в коробке автомат на предмет достаточного уровня заправки? Об этом можно судить по косвенным признакам в поведении автомобиля:
- Толчки и рывки при переключении передач;
- Задержка включения передач;
- Увеличение расхода топлива;
- Повышенный шум при работе АКПП.
Подобные симптомы возникают, когда насос затягивает воздух из-за недостатка масла. Это приводит к ухудшению смазки и охлаждения внутренних компонентов коробки.
О проблеме с избытком масла в АКПП свидетельствует другая симптоматика:
- Подтеки масла из картера;
- Появление белого дыма из выхлопной трубы;
- Перегрев двигателя;
- Налипание грязи на масляном щупе.
Причиной является вспенивание излишнего масла в АКПП и его уход через сальники. Это приводит к нарушению работы агрегата и может вызвать выход из строя фрикционов или даже поломку.
Поиск и подготовка щупа для измерения уровня масла
Чтобы определить точный уровень масла, в большинстве автоматических КПП предусмотрен специальный щуп. Место его расположения указано в инструкции по эксплуатации конкретной модели авто.
Обычно щуп находится в подкапотном пространстве рядом с двигателем. Часто он имеет яркую контрастную расцветку, отличающую его от аналогичного щупа для измерения масла в двигателе.
Перед началом измерения убедитесь, что щуп не имеет механических повреждений и достаточно чистый. В противном случае результат может быть неточным. Также рекомендуется протереть щуп чистой ветошью перед использованием.
«Холодный» метод измерения уровня масла в АКПП
«Холодный» метод подразумевает замер уровня масла на неработающем и холодном двигателе. Он менее точный, но позволяет быстро оценить наличие масла в АКПП. Порядок действий следующий:
- Установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке и заглушить двигатель;
- Дождаться остывания АКПП в течение нескольких часов;
- Вынуть щуп и протереть чистой ветошью;
- Полностью вставить щуп в заливное отверстие;
- Извлечь щуп и оценить уровень по нижней метке «COLD»;
- При необходимости долить масло до верхнего уровня отметки «COLD».
Если уровень ниже нормы, следует долить недостающее количество рекомендованного производителем масла для АКПП.
«Холодную» проверку имеет смысл дополнить более точным «горячим» методом. Иначе результат может быть недостоверным из-за разницы объемов холодного и горячего масла.
Проверка уровня в прогретой АКПП — «горячий метод»
Для максимально точного измерения уровня масла в АКПП используется «горячий» метод. Он подразумевает предварительный прогрев трансмиссионной жидкости до рабочей температуры.
Для этого необходимо проехать на автомобиле около 10-15 км или дать поработать двигателю в режиме холостого хода 15 минут с включенным кондиционером.
Затем двигатель заглушить, но проверку проводить сразу, пока АКПП не успела остыть. Далее действовать аналогично холодному методу, ориентируясь на верхний уровень по метке «HOT»:
- Установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке;
- Заглушить прогретый двигатель;
- Быстро вынуть щуп и протереть чистой ветошью;
- Полностью вставить щуп в заливное отверстие;
- Сразу извлечь щуп и проверить уровень по отметке «HOT»;
- При необходимости долить масло до верхнего уровня метки.
«Горячий» метод дает наиболее точный результат. Используйте его для определения необходимого объема долива масла в АКПП.
Альтернативный способ — через сливное отверстие
На некоторых моделях автомобилей отсутствует щуп для проверки уровня масла в АКПП. В этом случае используется альтернативный метод через сливное отверстие:
- Установить автомобиль на ровной площадке;
- Прогреть АКПП до рабочей температуры;
- Подставить емкость под сливное отверстие;
- Выкрутить пробку отверстия на 1/4 оборота;
- Проверить, течет ли масло ровной струей;
- Если масло отсутствует — долить требуемый объем;
- Завернуть пробку по окончании проверки.
При достаточном уровне масло должно вытекать небольшой равномерной струей. Если масло отсутствует, необходимо залить его до появления из отверстия.
Таким образом, даже без щупа можно определить требуемый объем масла для АКПП данным методом.
Влияние уровня масла в АКПП на работу авто
Нехватка трансмиссионной жидкости в автоматической КПП приводит к ряду проблем:
- Ухудшается смазка и охлаждение внутренних компонентов;
- Возникает повышенный износ трущихся деталей;
- Нарушается гидравлическое давление в системе;
- Увеличиваются нагрузки на масляный насос.
Все это ускоряет изнашивание и выход из строя элементов автоматической КПП. Кроме того, страдают динамика и управляемость автомобиля.
Не менее опасен и перелив масла в АКПП:
- Происходит вспенивание масла и попадание воздуха;
- Ухудшается охлаждение трансмиссии из-за барботажа;
- Повышается давление в системе;
- Масло выходит через сальники, загрязняя двигатель.
Избыток масла может привести к преждевременному выходу из строя фрикционов, разрушению уплотнений и другим дорогостоящим поломкам автомата.
Поэтому для нормальной работы АКПП крайне важно поддерживать масло на требуемом уровне, не допуская ни нехватки, ни перелива.
Специальные рекомендации для разных моделей авто
Несмотря на общие принципы, описанные выше, для некоторых моделей автомобилей существуют особенности при проверке уровня масла в АКПП.
Например, в автоматах Audi щуп измеряется исключительно на прогретой, работающей трансмиссии. При этом двигатель должен быть заглушен, а рычаг АКПП — в положении «P».
В АКПП автомобилей BMW ориентиром служит только нижняя отметка MIN на щупе. Уровень выше считается избыточным и требует корректировки.
Похожий подход используется в моделях Mercedes — масло должно находиться между метками MIN и MAX, но ближе к нижней.
В АКПП отечественных автомобилей, таких как ГАЗель, ВАЗ и УАЗ, проверку часто проводят через сливное отверстие ввиду отсутствия щупа. При этом учитывают особенности конкретной модификации.
Инструменты для измерения уровня масла
Для точного замера уровня масла в АКПП чаще всего используется стандартный щуп из комплектации автомобиля. Однако существуют и другие приспособления, облегчающие эту задачу:
- Удлиненный щуп — позволяет замерять уровень, не вынимая из отверстия;
- Щуп с подсветкой — удобен в темноте;
- Магнитный щуп — удерживается в отверстии для упрощения замера;
- Электронный датчик уровня — передает показания на дисплей.
Помимо этого, существуют адаптеры для замера уровня масла через диагностический разъем АКПП с помощью сканера.
Регулярная проверка — залог долговечности АКПП
Регулярно проверять уровень масла в автоматической коробке передач рекомендуется раз в месяц или через каждые 5-7 тысяч километров пробега.
Это позволит своевременно обнаружить как недостаток, так и избыток трансмиссионной жидкости.
Проверка уровня масла в коробке автомат раз в месяц — лучшая профилактика для сохранения работоспособности дорогого агрегата.
Благодаря периодическим замерам можно точно определить оптимальный интервал замены масла, исходя из условий эксплуатации конкретного автомобиля.
Кроме того, регулярная проверка позволит вовремя обнаружить признаки неисправностей АКПП по состоянию масла и устранить их на ранней стадии.
Таким образом простая процедура значительно продлевает срок службы дорогостоящего агрегата и избавляет от крупных поломок.